Архив новостей

Декабрь 2007


28.12.2007

В США снимают документальные фильмы о русских композиторах

        В США снимают документальные ленты о русских композиторах Петре Ильиче Чайковском и Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче, которые выйдут на телеэкран весной 2009 года, сообщает пресс-служба Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ).
        "В фильмах будет показано влияние духовной и национальной музыки в творчестве этих композиторов. Во время записи музыки к фильму Архиерейский хор Радосте-Скорбященского кафедрального собора Сан-Франциско исполнил тропарь Кресту "Спаси, Боже, люди Твоя" и "Боже Царя храни", мелодии коих ярко отражены в увертюре Чайковского 1812 года", - говорится в распространенном пресс-релизе.
        "В воспоминаниях Шостаковича есть упоминание о том, что часть его 4-ой
симфонии была написана под влиянием заупокойных песнопений. Поэтому, хор спел заупокойную ектенью Архангельского и "Вечную память". Возгласы и прошения провозглашал протодиакон Николай Триантафиллидис, клирик собора", - отмечается в сообщении РПЦЗ.
        Чайковский и Шостакович - одни из наиболее почитаемых в США композиторов, наследие которых сохраняется и живет в самых прославленных оперных и концертных залах не только США, но и всего мира.

27.12.2007

«Вифлеемская звезда»

        В Санкт-Петербурге с 9 по 18 января 2008 года пройдет III Рождественский международный фестиваль «Вифлеемская звезда». Центральное место в программе фестиваля занимают древнерусские церковные песнопения, традиционная фольклорная культура и первые русские рождественские театрализованные постановки.
        В концертных программах также прозвучат песнопения, исполнявшиеся в храмах Древней Руси от Рождества Христова до праздника Крещения Господня, во время святок.
        Концерты фестиваля, организованного Петербургской консерваторией при содействии Музея музыки в Шереметевском дворце пройдут в залах консерватории, Этнографического музея, Дома композиторов, Пушкинском доме и духовно-просветительского центра Александро-Hевской лавры.
        В выступлениях примут участие профессиональные хоровые коллективы, среди которых ансамбль солистов камерного хора "Россика", камерный хор Lege Artis, мужской вокальный ансамбль Петербурга, мужской хор Петербургского подворья Оптиной пустыни.
        Также среди участников фестиваля - солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, ансамбль Филармонического общества Петербурга "Musica da Camera", ансамбль солистов академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, студенты консерватории.
        Фестиваль проходит по благословению архиепископа Тихвинского Константина.

26.12.2007

Большой театр России отправляется на гастроли в итальянский Ла Скала

Большой театр России
        В миланском театре Ла Скала 7-9 января 2008 года пройдут гастроли Большого театра. Пресс-секретарь музыкального руководителя Большого театра Александра Ведерникова Петр Черемушкин рассказал, что за всю историю обменов между ГАБТ и Ла Скала на сцене миланского театра хор и оркестр главного музыкального театра России выступят впервые.
        "В программе гастролей - Чайковский, Рахманинов, Прокофьев.
У дирижерского пульта - главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра А.Ведерников", - сказал представитель театра.
        Он напомнил, что история отношений двух великих театров сама по себе является одной из ярких страниц мировой музыкальной культуры XX века. В сентябре 1964 года Ла Скала приехал в Москву и показал свои оперные шедевры на сцене Большого театра. В том же году оперная труппа Большого показала в Милане свой лучший оперный репертуар.
        "Так начиналась длительная история обменов, на сегодняшний день представляющая собой полноценное сотрудничество. В последние годы оно пополнилось представлением постановок театра Ла Скала на сцене Большого театра", - отметил П.Черемушкин. Как заявил ранее генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, "гастроли балетной труппы в Милане в июне 2007 года положили начало договору, который рассчитан до 2010 года - он предполагает гастроли наших оркестра и хора в январе 2008 года, оперы в сентябре 2009 года на сцене Ла Скала. "На октябрь 2008 года запланирован приезд в Москву миланских оркестра хора во главе с Даниэлем Баренбоймом и Даниэлем Гати. В июле 2009 года у нас вновь будет гостить балет Ла Скала. А в сентябре 2010 года - опера", - сообщил он.
        Сотрудничество между двумя театрами не ограничивалось обменными гастролями целых оперных коллективов. На сцене Ла Скала режиссер Большого театра Иосиф Туманов осуществил постановку оперы М.Мусоргского "Хованщина" с участием солистов обоих театров. В спектаклях Ла Скала принимали участие солисты Большого - Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко и другие.
        В Большом выступали Марио Дель Монако, Лучано Паваротти, Николай Гяуров, Мирелла Френи. В Ла Скала проходили стажировку артисты Большого Александр Ведерников-старший, Тамара Милашкина, Зураб Соткилава, Владислав Пьявко, Лариса Никитина, Тамара Синявская. В свою очередь в Большом стажировались балерины Ла Скала Анна Прина, ныне директор Миланской балетной школы. Лилиан Кози, видный деятель итальянской культуры, танцевала на сцене Большого главные партии в балетах "Жизель" и "Спящая красавица". Некоторое время балетной труппой Ла Скала руководила Майя Плисецкая.
        В 2002 году на сцене Большого театра выступил балет Ла Скала с мировой звездой Алессандрой Ферри. В этом же году на сцену Большого был перенесен спектакль театра Ла Скала "Адриенна Лекуврер". В 2005 году театр Ла Скала предоставил Большому театру возможность показать оперу Дж.Верди "Фальстаф" в постановке великого режиссера Джорджо Стреллера. Артисты Большого театра регулярно выходят на сцену в Милане в спектаклях Ла Скала - как оперных, так и балетных.

25.12.2007

Государственная филармония Адыгеи отметила свой юбилей

        35-летний юбилей республиканская филармония отмечает одновременно с 15-летием симфонического оркестра. В этом юбилейном сезоне уже состоялось немало концертов, премьер, выступлений творческих коллективов, сообщает портал ЮГА.ру.
        "Сегодня филармония - огромное предприятие. В ее состав входят симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов "Русская удаль", камерный музыкальный салон, театр кукол, эстрадный коллектив "Оштен" - всего более 170 артистов, - отметил генеральный директор филармонии, заслуженный деятель культуры России З. Хот - Нельзя забывать, что в структуре филармонии зародились ныне самостоятельные коллективы - Государственный академический ансамбль народного танца "Нальмэс" и Государственный ансамбль песни и танца "Исламей".
        К юбилею здание Филармонии было отремонтировано. Оборудовали новую звукозаписывающую студию. Кроме этого будет открыт камерный зал на сто мест.
        Здесь будут проходить авторские вечера, а также юбилеи, творческие встречи.
        Юбилейные торжества открылись концертом симфонического оркестра. Поздравить творческий коллектив филармонии пришли представители республиканской власти, известные деятели культуры и искусства Адыгеи, ценители искусства.

24.12.2007

Рождественские встречи в Северной Пальмире

        Музыкальный мост из декабря в январь перекинет XVII международный фестиваль "Рождественские встречи в Северной Пальмире", который открылся сегодня в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича.
        Впечатляющим зачином праздника стал юбилейный вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Родиона Щедрина. Под управлением Николая Алексеева прозвучали концерт для оркестра "Музыка российских провинциальных цирков", сюита из оперы "Не только любовь", Пятый фортепианный концерт, в котором солировал финский пианист Олли Мустонен.
Юрий Темирканов
        Программу подготовил Заслуженный коллектив России академический филармонический оркестр, которым руководит Юрий Темирканов.
        Именно Темирканов в начале 90-х годов выступил инициатором проведения фестиваля, который дал бы представление о музыкальной жизни всей России. За эти годы в "Рождественских встречах" приняли участие коллективы и музыканты из 52 российских регионов и из 32 стран.
        Среди участников нынешнего фестиваля - сопрано Динара из Азербайджана, ставшая в нынешнем году лауреатом конкурса оперных певцов имени Марии Каллас, итальянский пианист Паоло Рестани, дирижер из Литвы
Гинтарас Ринкявичюс, пианист- импровизатор из США Дмитрий Гайворонский. Концерты пройдут в филармонических залах, Капелле, Смольном соборе, а также в отреставрированном Доме концертных деятелей России.
        Фестиваль завершится 9 января гала-концертом лауреатов Х международного конкурса молодых пианистов, фортепианных дуэтов и камерных ансамблей имени Марии Юдиной.

22.12.2007

Родиону Щедрину 75 лет!

Родион Щедрин
                Родион Щедрин, родившийся 16 декабря 1932 года, празднует свой юбилей. Эта дата широко отмечается в Москве и в Санкт-Петербурге. Последнее десятилетие маэстро и его супруга Майя Плисецкая больше радуют ценителей прекрасного в США и Европе - именно там с большим успехом проходят премьеры новых опусов прославленного композитора. Но все же юбилейные торжества Родион Щедрин решил, в основном, провести в России.
        Одним из наиболее интересных событий юбилейных торжеств стала столичная премьера оперы Родиона Щедрина "Очарованный странник" по Николаю Лескову. Она была написана пять лет назад по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра и с фурором была исполнена этим коллективом, солистами и хором, которыми дирижировал легендарный Лорин Маазель.
        В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии 24 декабря Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполнит "Музыку российских провинциальных цирков" (Третий концерт для симфонического оркестра), сюиту из оперы "Не только любовь", Пятый фортепианный концерт, солист - финский пианист Олли Мустонен. А 26 декабря, там же, состоится питерская премьера русской хоровой оперы "Боярыня Морозова".

        После смерти Дмитрия Шостаковича в 1975 году именно Родиона Щедрина мировая музыкальная общественность стала считать самым значимым и интересным советским композитором. Своими произведениями для симфонического оркестра Щедрин буквально ворвался в мировую музыку в конце 50-х годов прошлого века. Вклад композитора в музыкальный театр также признан во всем мире. Приятно отметить, что его шедевр 1978 года - опера "Мертвые души" - к гоголевскому юбилею возвращается на сцену Большого театра, да еще в трактовке Юрия Темирканова.

20.12.2007

В Петербурге состоялась первая пресс-конференция РМО

        Вчера в Российской Национальной Библиотеке состоялась пресс-конференция, посвященная возрождению Русского Музыкального Общества. На пресс-конференции присутствовали члены оргкомитета по воссозданию РМО: Дмитрий Иванович Соллертинский, Наталия Леонидовна Энтелис, Владимир Николаевич Шуляковский, Ирина Федотовна Безуглова, Александр Иванович Полищук, а также представитель попечительского совета Валентина Сергеевна Матвеева.
        В кратком вступительном слове В.Н.Шуляковский рассказал об истории РМО, о том, что в период с 1859 по 1917 год Общество вело активную просветительскую деятельность в царской России. В XIX веке РМО работало над организацией профессионального музыкального образования в России. По его инициативе были созданы Санкт-Петербургская и Московская консерватории, сеть музыкальных школ, проведено большое количество концертов.
        Нынешнее Русское Музыкальное Общество ставит перед собой схожие задачи, однако с некоторой поправкой на особенности современного времени. «Мы даем прекрасное музыкальное профессиональное образование, мы готовим прекрасных музыкантов, но мы не готовим слушателей. Потеряна связь с обществом, потерян этот музыкальный дилетантизм XIX века, в хорошем, высоком смысле этого слова», - заметила И.Ф. Безуглова. Как считает Безуглова, важным шагом в этом направлении является привлечение как можно большего количества юных слушателей в концертные залы, проведение интерактивных концертов, с вовлечением слушателей в процесс исполнительства. И, конечно, фольклор - самая благодатная для этого почва.

        Воссозданное РМО уже работает в этом направлении. 8 января 2008 года в зале Российской Национальной Библиотеки состоится детский рождественский концерт. Его программа будет состоять из двух частей: выступления фольклорных коллективов, которые покажут детям, как встречали Рождество на Руси, и европейской рождественской музыки 17-18 века в исполнении Российского Ансамбля Старинной Музыки.
        Кроме того, Русское Музыкальное Общество планирует проведение серии концертов, которые в своих программах будут использовать уникальные нотные издания, хранящиеся в Отделе нот и звукозаписей Российской Национальной Библиотеки. Некоторые из этих сборников существуют в единственном экземпляре. Этот проект предполагает также переиздание, и редактирование редких сочинений.

        Одну из главных проблем современного общества обозначила Наталья Леонидовна Энтелис: «Время к искусству сейчас очень жестоко. Жестоко потому, что происходит попытка изменить менталитет живущего поколения. Когда наших детей учат мыслить в режиме «да-нет», «поставьте галочку около правильного ответа», это значит, что их учат мыслить, может быть более продуктивно, но более узко, точечно. И это абсолютно противоречит тому способу мышления, которое нам завещано Листом, Шуманом, Чайковским, Рубинштейном, Шостаковичем. Вообще, той культурой, которая начинает становиться старомодной. Ведь, правда? Ходить слушать симфонию Чайковского - это старомодно. Создавать общество на общественных началах - это старомодно. Я думала, как бы выразить эту мысль в трех словах, моя формула звучит так: Только старомодное имеет шанс стать антиквариатом. Все, что мы сейчас ценим, когда-то было старомодно. Все, что сейчас приобрело свою непреходящую ценность, стало таковым после того, как было сохранено в те периоды, когда оно стало старомодным, ненужным. Было оттеснено новыми веяниями, другими стилями. То, что удалось сохранить из старомодного, действительно приобрело абсолютную ценность. И я думаю, что наш расчет на те силы, которые не бояться быть старомодными (ибо за нашей старомодностью стоят великие культурные традиции), наш расчет оправдает себя».
        Одно из принципиальных отличий РМО от различных профессиональных музыкальных союзов в том, что оно открыто для всех. Любой желающий может в него вступить. «И чем больше будет непрофессионалов, а поклонников, любителей, тем лучше» - отметил Д.И. Соллертинский. «Если нам удастся реализовать связи между людьми разных профессий, с разными возможностями, которые объединены музыкой, это откроет колоссальные возможности», - подчеркнул Соллертинский.

        В ряду исполнителей, сотрудничающих с РМО уже несколько коллективов и исполнителей: Российский Ансамбль Старинной Музыки, Мужской хор «Оптина
Пустынь», Камерный оркестр новосибирской филармонии, пианист Алексей Любимов.
        В.Н.Шуляковский отметил, что РМО открыто, и готово сотрудничать с любыми музыкальными коллективами. Критерий один - это должны быть высокопрофессиональные коллективы и интересные программы.

18.12.2007

В Уфе прошли "Шаляпинские вечера"

Федор Шаляпин
        14 декабря в Уфе открылся XII Международный фестиваль оперного искусства "Шаляпинские вечера". Фестивальную программу на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета открыла опера Моцарта "Дон Жуан", в которой великий русский певец Федор Иванович Шаляпин блистательно исполнял роль Лепорелло.

        В 1890 году молодой Шаляпин поступил в Уфе в хор труппы Семенова-Самарского. Случайно из хориста он стал солистом, заменив в опере Монюшко "Галька" заболевшего артиста. После этого дебюта ему стали поручать небольшие оперные партии, как например, Фернандо в "Трубадуре".
        По сложившейся традиции на "Шаляпинский вечерах" состоятся встречи меломанов, как с восходящими звездами, так и с мэтрами оперного искусства.
        В заключительный день "Шаляпинских вечеров", Башкирский оперный театр принял у себя ведущих солистов из оперных театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Екатеринбурга. На гала-концерте фестиваля были исполнены произведения из репертуара Федора Шаляпина.

18.12.2007

В Петербурге пройдет IX Межвузовский творческий конкурс

        В начале 2008 года Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» проводит IX Межвузовский творческий конкурс, посвященный Дню Святой Татьяны - празднику российского студенчества. Конкурс проводится по нескольким номинациям.
        Кроме того, как нам сообщили организаторы этого мероприятия, в рамках творческого конкурса с 12 по 15 февраля проводится Сретенский фестиваль хоровых коллективов. В этом году в нем примут участие около 20 коллективов России и Украины. Фестиваль проводится ежегодно, вот уже в восьмой раз. Участники - студенческие и церковные хоры, хоры учащихся и их преподавателей. 12 февраля в Санкт-Петербургской духовной академии состоится сам конкурс - коллективы должны будут исполнить десятиминутную программу, состоящую из произведений духовной музыки и хоровых обработок народных песен.


17.12.2007

В Москве открылся новый зал - Камерный зал филармонии

        Теперь филармонический комплекс на Триумфальной площади, знаменитый сегодня Концертным залом им. Чайковского, дополнился еще одним, Камерным залом Московской филармонии, рассчитанным на 100 мест.
        По убранству зал похож одновременно на студию-гостиную и на гостиную-студию. В зале на 100 мест всего семь рядов: пять - в партере и два - на балконе, на сцене - рояль. Это максимальное количество, которое было возможно вместить в таких условиях: под новый зал филармония отдала складские и репетиционные помещения, свое заднее крыло. Уже решено, что в зале будут проходить проекты, связанные с новой и новейшей музыкой. Кроме того, именно здесь будут звучать новые имена, поскольку площадка закрепляется за филармонической «Программой продвижения молодых исполнителей». Камерный зал уже называют «залом дебютов, открытий, первого шага в искусстве». Наконец, здесь будут проходить концерты коллективов, чья специализация - исторический (аутентичный) стиль исполнительства.
        В этом зале предполагается провести 17 абонементов, в которые, вошли программы ансамбля современной музыки под руководством Юрия Каспарова, солистов камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и его художественного руководителя Юрия Башмета. Несколько абонементов адресованы любителям старинной музыки, а также детям. Из необычного - абонемент «Редкости», представляющий уникальные инструменты вроде крючковой арфы, шалюмо и бомбарды.


15.12.2007

I Всероссийский фестиваль Андрея Петрова продлится до февраля 2008 года

Андрей Петров
        I Всероссийский фестиваль Андрея Петрова проходит с сентября 2007 по февраль 2008 года в 17 городах России. Концерты проходят в крупнейших культурных центрах Российской Федерации, объединив в единую фестивальную афишу симфонические, камерные, эстрадные, хоровые концерты, концерты оркестров русских народных, духовых инструментов, музыкальные спектакли, вечера песен и романсов, музыкальные спектакли и мюзиклы.
        Основная задача фестиваля - не только возможность еще раз услышать музыку Андрея Петрова в прекрасном исполнении, но и поддержка серьезного
искусства, вовлечение в мир высокой музыки широкого круга слушателей, сохранение и пропаганда наследия нашей композиторской школы.
        Организаторы сделали концерты максимально доступными для аудитории. Всероссийский фестиваль Андрея Петрова предоставил возможность жителям городов России, не выезжая за пределы своего региона, встретиться с известными музыкантами, актерами, познакомиться с новыми музыкальными произведениями.

        Мы попросили генерального директора продюсерского центра «Арт-Ассамблеи» Алену Петрову рассказать о событии подробнее:
        «Заниматься организацией фестиваля мы начали в апреле 2007 года. Были разосланы пригласительные письма по разным регионам России. Городов, пожелавших принять участие в фестивале, оказалось около 100! Конечно, мы не в состоянии были охватить всех желающих, и проводим свой первый фестиваль «лишь» в семнадцати из них.
        Так как во многих концертных залах к апрелю уже была сформирована программа на начало сезона, фестиваль растянулся до февраля 2008. Это, кстати, и символично: 2 сентября - день рождения А.Петрова, а в феврале 2006 композитор ушел от нас. Первоначально мы планировали проведение фестиваля раз в два года, но так как желающих принять в нем участие так много, решили проводить его ежегодно, пока есть такая необходимость - на ближайшие лет десять участники уже есть!
        Конечно, музыка Андрея Павловича востребована, ее любят и знают в России везде. В наших программах мы представили не только музыку из кинофильмов, но постарались познакомить слушателей и с крупными симфоническими произведениями композитора.
        Необыкновенно тепло принимают концерты фестиваля не только в двух столицах. В «глубинке» музыка Петрова также идет с неизменным успехом», - сообщила А.Петрова.

13.12.2007

В Новосибирске проходит VII Международный Рождественский фестиваль искусств

        Раз в два года Новосибирск становится центром притяжения для известных актеров и музыкантов: в город приходит Международный Рождественский фестиваль искусств - самый крупный международный форум культуры за Уралом. В этом году программа фестиваля делится на четыре составляющих: масштабные мероприятия в районах области, показ спектаклей новосибирских театров, драматические и музыкальные программы приглашенных коллективов. Впервые Рождественский фестиваль искусств включает в свою программу проект фестиваля «Золотая маска» «Лучшие спектакли в городах России».
        Музыкальная часть фестиваля представлена известными коллективами и исполнителями из Англии, Австрии, Бельгии, Германии, Израиля, Нидерландов, Финляндии, Франции, США и России. Среди участников - фортепианный дуэт Николая Петрова и Александра Гиндина, гитарист Френсис Гойя, певица Мари Кобаяши, органист Аарт Бергверф и многие другие.
        Театральная часть фестиваля представлена Санкт-Петербургским Государственным Академическим театром балета п/р Бориса Эйфмана, Академическим Малым Драматическим театром - Театром Европы, Московским Драматическим театром им. А. С. Пушкина, Театром «Сатирикон» им. Аркадия Райкина, Московским театром «Мастерская Петра Фоменко», Русским Инженерным театром «Ахе», Российским Академическим Молодежным театром, Творческим проектом Алексея Девотченко, Магнитогорским Драматическим театром им. А.С.Пушкина, Омским Академическим театром драмы.

12.12.2007

Сегодня Павловску исполняется 230 лет

Павловский дворец
        Днем основания Павловска считается 12 декабря 1777 года, когда Екатерина II сделала своему сыну Павлу "королевский подарок - около четырехсот десятин леса и несколько симпатичных деревушек". Практически сразу же начались работы по возведению резиденции наследника престола. Они продолжались в течение 50 лет, пока создавался дворцово-парковый комплекс на берегах реки Славянки.
        Уникальному загородному парку, который уже в течение двух веков открыт
для широкой публики, был нанесен большой ущерб в годы Великой Отечественной войны. Усилиями реставраторов архитектурно-парковый ансамбль был восстановлен к середине 60-х годов прошлого века.
        Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием его владельцев по Европе в 1781-1782 гг. Посещая известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы.
        В музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным.

        С Павловском неразрывно связана судьба выдающегося русского композитора Д.С. Бортнянского, который провел здесь лучшие годы жизни, создавая наиболее известные свои сочинения. Музыка Бортнянского украшала семейные торжества с иллюминациями и фейерверками, под нее танцевали во дворце на балах и маскарадах, его марши сопровождали парады и военные забавы великого князя Павла Петровича, а летними вечерами в павильонах парка или прямо под открытым небом звучали его романсы, сонаты и пьесы.

10.12.2007

В Краснодаре открылся фестиваль искусств памяти Ростроповича

Мстислав Ростропович
        5 декабря в Краснодарской филармонии начался Первый международный открытый фестиваль искусств памяти Мстислава Ростроповича. Фестиваль проводится по инициативе Санкт-Петербургского детского оперного театра имени Галины Вишневской и Российского центра поддержки социальных программ.
        Целью проекта является развитие межрегиональных и международных отношений в области культуры и искусства, выявление и продвижение молодых талантов, развитие детского и молодежного международного движения.
        Общение одаренных детей в рамках фестиваля юных дарований с деятелями литературы, живописи, музыки, актерского мастерства направлено на развитие творческих контактов на основе преемственности поколений. Открытый статус фестиваля позволяет участвовать в нем молодым дарованиям не только из российских регионов, но и стран ближнего зарубежья.
        В мероприятии примут участие Симфонический и духовой оркестры Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова, Камерный оркестр Краснодарской филармонии, Камерный оркестр Новороссийского музыкального училища им. Д.Д. Шостаковича, хореографические ансамбли и солисты музыкальных школ Кубани.

        Вот как прокомментировал в разговоре с нашим корреспондентом это событие художественный руководитель Санкт-Петербургского оперного театра детей имени Галины Вишневской Николай Романов:
        “Говоря о первом международном открытом фестивале искусств памяти Мстислава Ростроповича, невозможно не сказать несколько слов об этом человеке - столь высоком в своей неубываемой любви к искусству, и столь простом в общении. Всем, кто искал музыки и стремился к ней, от учащихся младших классов до звезд мировой сцены было с ним легко. Он хранил в себе редкий дар - одно его присутствие воодушевляло, давало надежду на успех в любой сфере деятельности, имеющей отношение к искусству, творчеству. Так и задумывался фестиваль его памяти. Если пытаться выразить идею фестиваля в двух словах, то это будут слова - вдохновлять и поощрять. Ибо таким был сам Мстислав Леопольдович. Он поддерживал и давал дорогу всему, что несло в себе настоящее искусство. Именно поэтому фестиваль охватывает многие направления культуры: живопись, поэзия, хореография, и конечно музыка, от сольного и хорового пения к оркестровым инструментам и классу органа. Фестиваль также ставит своей целью сохранение в поколениях светлой памяти этого прекрасного человека, музыканта и гражданина мира. Здесь будут уместны слова, напоминающие нам о должном отношении к уходящим учителям: "надо чтобы помнили, а не вспоминали..."

07.12.2007

В Сибири пройдет молодежный музыкальный фестиваль

        С 7 по 14 декабря 2007 года в Томске, Красноярске, Иркутске состоится Пятый Международный молодежный музыкальный фестиваль "Классик-шоу". Впервые проект пересечет границы Красноярского края, чтобы приобщить к "свободному" музицированию молодежь других городов Сибири. Программа фестиваля предполагает проведение открытых концертов, творческих встреч и мастер-классов по теме музыкальной импровизации на клавишных и струнно-смычковых инструментах.

        Характерная черта фестиваля "Классик-шоу" - неповторимость. Фестиваль всякий раз открывает музыкальную классику с новой стороны, совершенно непредсказуемо выбирая тему. Лучшее из эстрадной инструментальной музыки XX века, мировые джазовые хиты, музыка композиторов Швеции, музыка Моцарта от "А" до "Я" к юбилею великого композитора... - это уже история. Тема нынешнего, пятого по счету, фестиваля - "Искусство импровизации". Главные гости нового "Классик-шоу" - заместитель председателя новосибирского отделения Союза композиторов, пианист-импровизатор Роман Столяр, и скрипачка Таня Калманович, также известный импровизатор, которая живет в Нью-Йорке и преподает в консерватории "Новой Англии" в Бостоне. В программе концертов - музыка разных эпох, написанная в импровизационном стиле, в исполнении творческих коллективов сибирских городов, принимающих музыкальный проект, а также живые музыкальные импровизации в исполнении гостей фестиваля.
        Автор идеи и художественный руководитель фестиваля: Святослав Алексеевич Оводов - лауреат Государственной премии Красноярского края, красноярский пианист и педагог, руководитель Камерного оркестра "Кредо" и Духового оркестра Красноярского училища искусств.
        Концерты и мастер-классы по импровизации на клавишных и струнно-смычковых инструментах состоятся 7 декабря в Томске и 14 декабря в Иркутске.

05.12.2007

Памяти Б.В. Доброхотова

        В декабре 2007 года в Российском Институте Истории Искусств (С.Петербург) пройдет Шестая Международная инструментоведческая конференция из цикла «Благодатовские чтения».
        Как рассказал в интервью корреспонденту РМО заведующий сектором инструментоведения РИИИ, доктор искусствоведения Игорь Владимирович Мациевский, первая конференция состоялась в 1994 году. С тех пор каждые 3-4 года в Петербург съезжаются ученые из разных уголков мира. Здесь представлены почти все континенты: Азия, Америка, Африка. «Фактически, это уже международный конгресс. Причем, один
И.В.Мациевский
из самых крупных, возможно, даже, самый крупный с подобной тематикой», - считает Мациевский.
        Тематика конференции весьма разнообразна, но всегда, так или иначе, связана с инструментоведением. Для того чтобы участники могли послушать друг друга, заседания проходят в несколько этапов. В частности, в рамках «Благодатовских чтений» неделю назад прошел симпозиум, посвященный 100-летию русского баяна, и Международная школа аккордеона в Санкт-Петербургском Государственном Университете культуры и искусств.

        В настоящий момент в Российском Институте Истории Искусств проходит симпозиум, посвященный столетию со дня рождения выдающегося инструментоведа и виолончелиста Бориса Васильевича Доброхотова (1907-1987). Основная тема симпозиума - история инструментализма. На симпозиуме обсуждаются следующие вопросы: проблема аутентизма в народной традиции и академическом исполнительстве (инструментарий и текстология); старинный инструментарий в условиях концертной жизни современной эстрады; проблемы истории и теории исполнительского искусства.
        Кроме того, в рамках этого симпозиума в Зеленом зале РИИИ проходят концерты с разнообразными музыкальными программами, связанными с тематикой конференции. И.В.Мациевский также сообщил, что в марте 2008 года в Петербурге и Челябинске пройдут научные форумы, на которых будет обсуждаться исполнительство на баяне и других народных инструментах.
        Инициатором и организатором всех перечисленных мероприятий является сектор инструментоведения Российского Института Истории Искусств.

03.12.2007

В Петербургской консерватории проходит первый межвузовский конкурс клавесинистов

СПбГК
        С 3 по 9 декабря 2007 года в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова проходит первый Межвузовский конкурс клавесинистов.
        Участникам предстоит преодолеть 3 тура, последний из которых будет состоять из двух этапов - сольная программа и выступление с оркестром (Российский ансамбль старинной музыки, худ.рук. В.Шуляковский).
        Жюри конкурса возглавляет народный артист РФ, профессор, декан Факультета исторического и современного исполнительства Московской государственной консерватории Любимов Алексей Борисович.
        Заведующий кафедрой органа и клавесина СПбГК, доктор искусствоведения, профессор Иван Васильевич Розанов в разговоре с корреспондентом РМО отметил, что репертуар конкурса, охватывающий широкий спектр сочинений XVI-XVIII вв., довольно сложный и в техническом, и в музыкально-исполнительском плане. Также И.В. Розанов выразил сожаление, что география конкурса невелика, в нем принимают участие 12 студентов Санкт-
Межвузовский конкурс клавесинистов
Петербурга и Москвы. «Мы надеялись, что приедут участники из Казани и других городов России, так как на Неделе консерваторий, которая проходила с 12 по 20 октября, мы разговаривали с ректорами высших учебных заведений разных регионов, да и информация о конкурсе на сайте консерватории была размещена уже довольно давно», - сообщил Розанов.
        Исполнять программу участники будут на клавесине, копии инструмента 70-х годов XVIII века французского мастера Паскаля Таскена, подаренном консерватории Фондом Гартов.

        На вопрос, вырастет ли конкурс в дальнейшем в международный, профессор Розанов ответил, что, к сожалению, пока в консерватории нет достаточной инструментальной базы.

29.11.2007

Фестиваль «Глен Гульд: 50 лет спустя»

Глен Гульд
        С 29 ноября по 1 декабря в Москве в честь 50-летия гастролей Глена Гульда в СССР и Международного года Глена Гульда прошел фестиваль “Глен Гульд: 50 лет спустя”. В рамках фестиваля состоятся презентация выпущенного издательством “Классика-XXI” русского переводакниги Кевина Баззаны «Очарованный странник. Жизнь и искусство Глена Гульда», показ фильмов, посвященных Глену Гульду “Алхимик” и “Вне времени”.
        1 декабря в Российской Академии Музыки им.Гнесиных состоялась встреча с автором этих фильмов - знаменитым Бруно Монсенжоном. А 30 ноября в Малом зале консерватории прошел концерт с участием канадского пианиста Жана
Демаре, Тиграна Алиханова и ансамбля “Студия новой музыки” Московской Государственной Консерватории им.Чайковского.

28.11.2007

Московский международный конкурс скрипачей имени Паганини

        Международное жюри пятого Московского международного конкурса скрипачей имени Паганини с 21 по 29 ноября определяло лучших исполнителей среди 39 конкурсантов. Участники - исполнители от 16 лет, председатель жюри - Сергей Стадлер, сообщает РИА Новости. В пресс-релизе мероприятия сказано: “Московский международный конкурс скрипачей имени Паганини за пять лет своего существования обрел репутацию одного из самых престижных творческих состязаний. Четыре прошедших смотра стали заметными культурными событиями. Вот и сейчас, вновь в течение 10 дней публика могла услышать игру молодых талантливых скрипачей. Музыкантов, которые в дальнейшем, возможно, станут артистами с мировыми именами”.

        Замечательно то, что на все прослушивания конкурса вход свободный. Организаторы смотра - Фонд инвестиционных программ, посвятили музыкальное состязание памяти великого скрипача и композитора Николо Паганини. Исполнение его сочинений - обязательно для всех участников.
        В числе исполнителей нынешнего конкурса есть представители Венгрии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Китая, России. Победителей определит жюри по итогам трех туров. В судейской коллегии известные отечественные и зарубежные музыканты - Саулюс Сондецкис, Владимир Федосеев, Александр Рудин, Татьяна Гринденко и другие. Исполнители, прошедшие строгий отбор этих знаменитых маэстро, получат почетные дипломы лауреатов и призы: первую премию 25 000 долларов США и статуэтку «Паганини со скрипкой», вторую премию 12 000 долларов США и третью премию равную 8 000 долларов США".
        По данным РИА Новости, Московский международный конкурс скрипачей имени Паганини изменит формат, чтобы через три года стать самым престижным специализированным конкурсом в мире, сказал на пресс-конференции в РИА Новости председатель учредившего конкурс попечительского совета Фонда инвестиционных программ Максим Викторов. «Мы проанализировали все пять лет проведения московского конкурса и решили, что определенные изменения позволят всерьез повысить его статус и сделать его самым престижным состязанием в мире», - сказал он.
        Первое нововведение касается призового фонда - финансовое вознаграждение за первое место увеличится с 25 тысяч долларов до 50, что, по словам Викторова, станет «самой большой премией в мире».
        Кроме того, организаторы собираются уйти от ежегодной практики проведения конкурса. «Мы будем устраивать состязания один раз в три года, что соответствует мировой практике и является для нашего конкурса оптимальным, - сообщил Викторов. - Соответственно, шестой конкурс скрипачей имени Паганини пройдет в Москве в 2010 году». Тогда к соревнованию будет допущен интернациональный состав скрипачей, не превышающий 25 человек. «Мы вводим квоту как на общее количество участников, так и на количество участников от каждой страны», - сказал инициатор конкурса.
        Эти новшества, по мнению Викторова, позволят конкурировать не «персоналиям от одной страны между собой, а международным школам скрипичного мастерства».

27.11.2007

Саратовская областная филармония им. А.Шнитке отмечает свое 70-летие

        27 ноября в Саратове, в академическом театре драмы состоялся вечер "70 лет с вами", посвященный 70-летию Саратовской областной филармонии имени Альфреда Шнитке.
        За 70 лет, прошедших со дня основания, в филармонии работали музыканты, имена которых стали впоследствии известны всей стране - народные артисты СССР Ольга Бардина, Леонид Сметанников, народные артисты России Иван Паницкий, Александра Рудес, Сергей Алексашкин, Лев Горелик. За дирижерским пультом симфонического оркестра стояли Натан Факторович, Роман Матсов, Геннадий Проваторов, Мстислав Ростропович и другие знаменитые музыканты. В настоящее время Саратовская филармония - единственная в области многопрофильная концертная организация, сочетающая работу собственных коллективов и солистов с постоянно проводимыми концертами приглашенных гастролеров, фестивальными проектами и конкурсами.


Архив новостей


Наверх На главную Карта сайта Обратная связь
Архив новостей за декабрь 2008