Архив новостей за 2011 год


 29.12.2011

В Москве пройдет II Рождественский фестиваль духовной музыки


8 января в Международном Доме музыки откроется II московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Он был организован в прошлом году руководителем ММДМ Владимиром Спиваковым и главой ОВЦС, митрополитом Волоколамским Иларионом.

"Я счастлив, что этот фестиваль развивается очень хорошо, и то, чего боялся Гамлет, не происходит у нас, то есть не происходит распада связи времен, а наоборот", - говорит Владимир Спиваков.

Второй фестиваль представит широкую палитру духовной музыки - от истоков до современных сочинений. В программе фестиваля произведения западноевропейских композиторов и песнопения различных христианских традиций. Госпел-хор из американского штата Алабама исполнит традиционные спиричуэлс.

Литургический ансамбль аббатства Сильванес из Франции продемонстрирует свои духовные песнопения. Прозвучат и знаменные распевы. Особый интерес определенно вызовет Византийский хор. Именно в Византию, как известно, уходит корнями русская церковная музыка.

"В рамках фестиваля мы будем иметь возможность услышать эти песнопения, - рассказывает художественный руководитель фестиваля Митрополит Волоколамский Иларион. - Как византийского, так и древнерусского знаменного распева. В исполнении, как профессиональных хоровых коллективов, так и тех, кто является хранителями этого певческого искусства, хранителями не прерывавшейся традиции знаменного пения, а именно старообрядцев".


 22.12.2011

Театр "Ла Скала" завершил год Италии в России

В Большом театре прошли гастроли балета "Ла Скала". Выступления миланской труппы начались 15-го декабря. А вчера прославленному коллективу выпала почетная миссия - официально завершить Год Россия-Италия.

В торжественной церемонии приняли участие посол Итальянской Республики в России Антонио Дзанарди Ланди, министры культуры и представители МИД двух стран. Затем зрители увидели балет Джорджа Баланчина "Сон в летнюю ночь" на музыку Мендельсона-Бартольди. Помимо артистов "Ла Скала", в нем были заняты учащиеся Московской академии хореографии и Детский хор Большого театра. Оркестром дирижировал маэстро Алессандро Феррари.

А открывались гастроли "Ла Скала" спектаклем "Эксель-сиор". В Италии это хореографическое действо считается национальным достоянием и идет только в "Ла Скала".

Завершив "перекрестный" Год Россия-Италия, "Ла Скала" продолжит свою многолетнюю дружбу с Большим театром. Так, в сентябре 2012 в Большой приедет оперная труппа миланского театра, которая привезет "Дон Жуана" Моцарта. Его премьера состоялась в начале декабря - и уже претендует на титул главного события оперного сезона Европы. Кроме того, в гастрольную программу "Ла Скала" в Большом включен симфонический концерт.

 15.12.2011

Михайловский театр возглавит Михаил Татарников

Музыкальным руководителем и главным дирижером Михайловского театра с января 2012 года станет Михаил Татарников.

Татарников, до этого пять лет проработавший в Мариинском театре, сменит на этом посту дирижера Петера Ференца, который занимал должность музыкального руководителя с июня 2009 года.

Ференц покидает театр из-за "изменившихся личных обстоятельств", однако в Михайловском надеются, что сотрудничество с дирижером будет продолжено в какой-то новой форме.

В Михайловском театре рассказали, что уход Татарникова был согласован с Валерием Гергиевым, художественным руководителем Мариинки. Генеральный директор Михайловского Владимир Кехман поблагодарил дирижера за то, что он отпустил в его театр молодого музыканта.


При Ференце в Михайловском театре поставили балет "Лебединое озеро" Чайковского, оперу "Русалка" Дворжака, "Иудейку" Галеви, а также "Богему" Пуччини. За последнюю оперу дирижера в этом сезоне номинировали на "Золотую маску".

Михаил Татарников окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова по классу скрипки, а затем обучался на факультете оперно-симфонического дирижирования. Впервые Татарников вышел дирижировать на большую сцену в 2006 году в Мариинке - тогда состоялась премьера балета "Метафизика" на музыку Прокофьева. Татарников дирижировал также операми "Любовь к трем апельсинам", "Волшебная флейта", "Сказка о солдате", "Садко" и другими.

Татарников работал с симфоническим оркестром Осло, Роттердамским филармоническим оркестром, а также Новосибирским симфоническим оркестром. В следующем сезоне дирижер будет выступать в Ла Скала, Баварской опере и опере Бордо.

 05.12.2011

Митрополит Иларион: "То, что происходит сегодня с нашим искусством, меня очень тревожит"

Представитель Русской Церкви объяснил, почему он не пошел на новую постановку "Руслана и Людмилы" в Большом театре.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) не пошел в Большой театр на новую постановку оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила", так как ему рассказали, что в спектакле есть откровенные сцены.

"Меня приглашали на "Руслана и Людмилу", но предупредили, что под конец на сцену выскочат голые женщины. Представьте себе священнослужителя, который будет присутствовать на таком спектакле! Но потому, что я на него не пошел и не пойду, я не могу его критиковать", - заявил православный иерарх, который известен также как композитор.


По мнению митрополита, данная постановка в Большом отражает современную культурную ситуацию. "Многие мои знакомые, которые после открытия Большого театра посетили эту оперу, были в состоянии шока. Но это лишь отражает общее состояние мира культуры. То, что происходит сегодня с нашим искусством, очень тревожит", - сказал он. При этом владыка Иларион не признает за Церковью роли цензора.

"Церковь очень часто высказывает свое мнение по поводу тех или иных произведений искусства. Но, конечно, мы не можем быть цензорами - Церковь дает им нравственную оценку, а люди потом сами выбирают: ходить или не ходить на эти спектакли", - сказал он.

Митрополит Волоколамский также высказался за кардинальное изменение роли телевидения в роли общества. Он с сожалением констатировал, что российскую телеаудиторию потчуют "развлекаловкой, попсой, передачами, в которых пропагандируется насилие и разврат", "происходит героизация преступников, пропаганда половой распущенности". "Мы хотим, чтобы телевидение играло воспитательную роль, а не роль развратителя нравов", - подчеркнул иерарх Русской церкви.

 25.11.2011

Памяти Бориса Покровского

Сегодня в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского состоится премьера оперы "Идоменей" В.А. Моцарта в редакции Р. Штрауса. Дирижер-постановщик - Геннадий Рождественский.
Партитура "Идоменея" Моцарта-Штрауса - одна из самых необычных в истории мирового оперного театра. Моцарт написал свою оперу в возрасте 24 лет. Его "Идоменей", во многом опередивший свое время, не был оценен по достоинству и при жизни композитора ставился лишь дважды.

Интерес к раннему шедевру Моцарта вновь возник лишь в ХХ веке. Рихард Штраус сделал новую редакцию оперы специально для Венского оперного театра, где ее премьера и состоялась в 1931 году, то есть ровно через 150 лет после премьеры моцартовского "Идоменея" в Мюнхене (1781).


Штраус подверг сочинение серьезной переработке: изменил либретто, порядок номеров, оркестровку, дополнил его музыкой собственного сочинения, тем самым создав партитуру, сочетающую в себе два различных музыкальных стиля, две эпохи. Но главное, Штраус и его либреттист Лотар Валлерштайн коренным образом изменили концепцию оперы. Ее главные идеи - кровавая война и вражда народов, жестокая тирания и наказание, которое, рано или поздно, понесут преступные правители, жертвенная любовь и всепрощение - в контексте политических событий Европы начала 1930-х годов обрели острую актуальность и наполнились новым смыслом.

Выбор этого редкого произведения для постановки в Камерном музыкальном театре принадлежит выдающемуся дирижеру и музыкальному деятелю Геннадию Рождественскому, соратнику Б.А. Покровского, который стоял у истоков создания Камерного музыкального театра и на протяжении всех лет существования театра продолжает с ним сотрудничать.

"Идоменей" - один из масштабных проектов театра, реализуемый в рамках юбилейного фестиваля "Год Покровского", который начнется в январе 2012 года и приурочен к 100-летию со дня рождения Б.А. Покровского и 40-летию Камерного музыкального театра.

 19.11.2011

Английский композитор создал свою версию "Реквиема" Моцарта

Британский композитор и преподаватель университета в Саутгемптоне Майкл Финисси написал свою версию финала "Реквиема" Моцарта, который, как известно, композитор не смог завершить.
Над "Реквиемом", который был заказан графом Францем фон Вальсегом в память о его жене, Моцарт работал последние несколько месяцев своей жизни. Произведение было дописано после смерти композитора его учеником Францем Ксавером Зюсмайером и Йозефом Айблером.

По словам Финисси, при написании музыки он пытался представить Моцарта, живущего в XXI веке и оглядывающегося на 1791 год, а также думал о том, какие композиторы, музыкальные жанры и исторические факты могли на него повлиять.


Британский профессор также отметил, что работа над таким известным и обсуждаемым произведением, как "Реквием", стала для него настоящим вызовом. Вместе с тем композитор отметил, что пытался отталкиваться от музыки Моцарта, чтобы новая часть дополняла оригинальное произведение.

Во второй половине XX века уже была предпринята попытка создать альтернативную редакцию произведения: Ричард Мондер попытался "очистить" музыку от правок и фрагментов Айблера и Зюсмайера и включил в состав Реквиема неиспользованный ранее фрагмент, сочиненный самим Моцартом ("Amen").

Финисси создал собственную интерпретацию некоторых частей произведения и новый финал, стараясь максимально точно придерживаться духа музыки Моцарта. У самого Финисси вызывают сомнения некоторые фрагменты в конце произведения, которые не совсем соответствуют общему стилю, однако, как добавил композитор на пресс-конференции, "завершить "Реквием" Моцарта идеально мог бы только сам Моцарт".

Новая версия "Реквиема" будет впервые исполнена хором и оркестром Саутгемптонского университета в воскресенье, 20 ноября.

 15.11.2011

Артисты балета Большого театра уезжают в Петербург

Артисты Большого театра Наталья Осипова и Иван Васильев приняли приглашение о работе в Северной столице. Об этом сообщает пресс-служба Михайловского театра.

С 1 декабря 2011г. Наталья Осипова займет положение прима-балерины, Иван Васильев - премьера Михайловского театра. В пресс-службе уточнили, что ранее артисты не раз выступали на сцене петербургского театра в качестве приглашенных танцовщиков.

Как прокомментировала Наталья Осипова, "для меня, коренной москвички, решение о переходе в Михайловский - это очень серьезный шаг. Главное, почему я ухожу из Большого театра - это нехватка репертуара. Мы идем за творческой свободой". Ее слова поддержал Иван Васильев: "В Большом театре очень сложно поменять амплуа. Для артистов не важно, какого размера сцена, важно, что он на ней может исполнить".


Контракт c артистами заключен на 5 лет. Первое их выступление в качестве солистов Михайловского театра состоится 1 декабря 2011г. на гала-концерте, который завершит Гран-при Михайловского театра.

 04.11.2011

Браво «позор»

Новая постановка "Руслана и Людмилы" в Большом театре вызвала неоднозначную реакцию публики.

В среду в Москве, на обновленной сцене Большого театра была в первый раз показана "обновленная" версия оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". Выбор постановки для премьеры обновленного после шестилетней реконструкции Большого был обусловлен торжественностью момента: как сообщил на предшествующей премьере пресс-конференции Д.Черняков, у "Руслана и Людмилы", в отличие от большинства других опер, не трагический финал.


По замыслу режиссера, почти пятичасовое действие обрамляется сценами в пышном традиционном стиле, тогда как другие обращены в современность и задействуют разные типы повествования: солисты дополняют свой образ драматической игрой на крупных кинопланах, а миманс даже разучил цирковые номера. Спектакль, который, по словам Чернякова, является первым полноценным сценическим воплощением большой русской оперы Глинки, на премьере собрал аншлаг, а в финале зал разделился на восклицавших "Браво!" и кричавших "Позор!". Несмотря на последних, продолжительные аплодисменты стали признанием безупречности вокальной составляющей, сыгранности солистов и хора с оркестром, которым руководил дирижер Владимир Юровский, впервые выступавший в Большом.

Солистка оперы Большого театра, Народная артистка СССР Маквала Касрашвили заявила, что считает Дмитрия Чернякова одним из лучших и интереснейших современных оперных режиссеров, художником со своим почерком и видением. "Мне очень понравилась опера: она сделана талантливо и убедительно, это новое решение и новая концепция", - отметила актриса. По ее словам, поведение публики, кричавшей "позор" было неуважительным и невежественным. "Кому-то постановка может нравиться, кому-то - нет, но безобразное поведение в театре говорит о культуре людей. У меня было впечатление, что они специально пришли, чтобы такое устроить. Я рассматриваю это как запланированную выходку, притом, что оркестр под управлением Юровского звучал фантастически, прекрасны были голоса вокалистов. А эти люди не настоящие ценители оперного искусства: они выходили во время представления, выкрикивали разные слова, не уважая весь огромный коллектив, который участвовал в создании спектакля", - заявила Касрашвили.

Главный дирижер Большого театра Василий Синайский считает, что в целом спектакль получился. "Он, конечно, будет еще доходить, музыка Глинки чрезвычайно сложна, может быть, даже немного старомодна с точки зрения драматургии и требует очень глубокого подробного осмысления. Многое мне понравилось в оформлении, особенно в начале и в конце, что соответствовало задумке Глинки, была передана и ирония Пушкина", - поделился Синайский. По его мнению, некоторые технические длинноты со временем будут устранены, а спектакль "обречен на жизнь". "Очень многое сделал Юровский, мне понравились вокалисты. В целом, я считаю, что это удача. Единственный, кто меня сильно разочаровал своим поведением, так это московская публика", - заключил дирижер.

Владимир Юровский полагает, что постановка будет способствовать возрождению интереса к композитору во всем мире, и в этой версии было выбрано то, что резонирует сегодня. "Для меня премьера еще не прошла - для меня премьера - это все семь спектаклей, а вчера прошел лишь один из них. Я могу сказать, что я за ту постановку, которую мы выпустили, тоже отвечаю. И я на стороне ее создателя, вот и все", - пояснил дирижер. Не все творческие деятели оказались единодушны в оценке труда Д.Чернякова. В частности Елена Образцова, заявленная в составе исполнителей в партии Наины, сообщила, что в постановке больше не задействована: "Я участвовала, но я ушла, потому что мне было неприятно - моя художественная душа не приняла этого".



 02.11.2011

На веймарском конкурсе пианистов им. Листа все награды взяли представители России

В немецком городе Веймаре завершился седьмой международный конкурс пианистов имени Ференца Листа. Его победительницей стала россиянка Марина Яклакова. Конкурс проводится Веймарской Высшей школой музыки имени Листа с 1995 года, обычно раз в три года. Но в связи с празднованиями 200-летнего юбилея Листа нынешний цикл был сокращен, и конкурс, который должен был состояться в 2012 году, провели в 2011.

Всего в состязании участвовало 90 человек. И впервые за историю конкурса в тройку победителей вошли представители одной страны - России: на втором месте оказался Сергей Соболев, а на третьем - Илья Кондратьев.

Финальные выступления конкурса проходили перед широкой публикой в сопровождении Государственной капеллы Веймара.

 27.10.2011

Эстонский режиссер поставит "Кармен" в Пскове

Режиссер-постановщик Национальной оперы Эстонии Неэме Кунингас уже во второй раз принимает участие в реализации Псковской областной филармонией международных культурных проектов. После "Травиаты" Дж.Верди в 2010 году, прошедшей в Пскове с большим успехом при полном аншлаге, гость из Эстонии представляет на суд местных зрителей оперу Бизе "Кармен".

Постановка "Кармен", которую зрители увидят на сцене Большого кноцертного зала филармонии 28 октября, стала возможна благодаря совместному российско-эстонскому культурному проекту при участии Министерства иностранных дел Эстонии, Министерства культуры Эстонии, Государственного комитета Псковской области по культуре, Псковской областной филармонии, в сотрудничестве с Национальной оперой Эстонии.

Интерес публики к предыдущей работе эстонского режиссера был вызван оригинальностью версии, обращенной к современности. Нынешняя постановка "Кармен" вновь не будет точным воспроизведением давно прошедшей эпохи. Сам режиссер считает, что она приближена к концертному исполнению, т.к. сцена будет свободна от декораций. Но зрители получат возможность увидеть на исполнителях прекрасные костюмы прошлых времен, созданные Национальной оперой Эстонии. Опера "Кармен" в 4-х действиях будет исполнена на французском языке.

 25.10.2011

Галина Вишневская отмечает юбилей

Сегодня в Москве, в зале имени Чайковского состоится юбилейный концерт "Вишневская, Vivat!". В честь дня рождения выдающейся русской певицы с музыкальными поздравлениями на сцену выйдут Ирина Богачева, Лариса Дядькова, Маквала Касрашвили, Бадри Маисурадзе, Сергей Мурзаев, Владимир Огновенко, а также Тамар Ивери из Австрии, украинка Людмила Монастырская и итальянец Карло Гуэльфи, которые исполнят любимые произведения певицы, на протяжении долгих лет, украшавшие ее репертуар.

Как сказала накануне на пресс-конференции журналистам Вишневская "Все они сами выразили желание спеть для меня на концерте в мою честь. Я всех их знаю, это замечательные певцы. Я очень тронута. Спасибо им большое". Галина Павловна решила, находясь в окружении детей и внуков, принимать поздравления из зала, а не сидеть на сцене согласно устоявшимися среди юбиляров традициям. По словам организаторов вместе с артистами выступят Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" и Московский государственный камерный хор Минина во главе с Гинтарасом Ринкявичусом.

Как призналась сама Вишневская, все, что ей известно о концерте - это состав участников, "а вот что дальше, это на их усмотрение". К юбилею певица решила переиздать свою книгу "Галина. История жизни", написанную еще в далеких 1980-х в США и, дополненную ныне справками и фотографиями и другими редкими материалами.

 21.10.2011

В Москве "заговорят" скрипки Страдивари

        Проект "Страдивари-диалог" объединяет прошедший Год Франции и нынешний Год Италии в России. 20 октября на сцене Большого зала Московской консерватории в руках молодых музыкантов, представляющих Россию и Францию, зазвучат инструменты Антонио Страдивари.
        Пять скрипок, альт и виолончель из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов продемонстрируют слушателям всю роскошь своих тембров и свои богатейшие возможности, о которых ходят легенды уже третье столетие.
        Кроме того уникальную скрипку Страдивари из своей личной коллекции предоставит известный французский меценат Бернар Магре, чей Благотворительный фонд Institut Culturel предполагает провести аналогичную акцию и во Франции.
        За право участвовать в московском концерте боролись молодые лауреаты престижных международных конкурсов, лучшие студенты Консерватории. Их имена пока малоизвестны широкой публике, однако их стоит запомнить: Лена Семенова, Гайк Казазян, Лев Солодовников, Сергей Поспелов, Анна Коряцкая, Александр Котельников, Матье Арама, Ирина Сопова, Александра Тельманова, Александр Рамм. При поддержке Камерного оркестра "Московия" (за дирижерским пультом - Максим Федотов) прозвучат произведения Паганини, Баха, Моцарта, Вивальди и других.
        "Для того, чтобы жить, инструменты должны звучать", - считает директор Государственного музея музыкальной культуры им. Глинки Михаил Брызгалов. "Страдивари-диалог" объединит на одной сцене несколько непревзойденных шедевров итальянского мастера. А значит, жизнь им предстоит счастливая и долгая.

 18.10.2011

Виктор Третьяков отмечает юбилей

        Концертом в Большом зале Московской консерватории отметил вчера свое 65-летие выдающийся русский музыкант Виктор Третьяков. Критики не жалели и не жалеют красочных, нестандартных эпитетов для описания его манеры игры, умения подать музыку, которую он выбирает для публики.
        А сам мастер главным считает артистизм, умение захватить аудиторию, увлечь ее, убедить правдивостью своей интерпретации.
        С днем рождения Народного артиста СССР, исполнителя и педагога Виктора Третьякова поздравил Президент России Дмитрий Медведев.
        Виктор Викторович Третьяков родился 17 октября 1946 года в Красноярске в семье военного музыканта. С 1956 года учился в Московской Центральной музыкальной школе у Юрия Янкелевича, затем у него же в Московской консерватории. В 1966 году победил на Третьем конкурсе им. Чайковского в Москве.
        Выступал с крупнейшими оркестрами мира под руководством выдающихся дирижеров Юджина Орманди, Эугена Йохума, Лорина Маазеля, Кшиштофа Пендерецкого, Андре Превена, Мариса Янсонса, Кирилла Кондрашина, Валерия Гергиева, Владимира Федосеева. Как камерный музыкант выступал со Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем; вместе с Юрием Башметом, Натальей Гутман и Василием Лобановым он составлял струнный квартет.
        В 1986 - 1991 годах был главным дирижером Государственного камерного оркестра СССР. В 1986-1994 годах - президентом Международного конкурса им. Чайковского. С 1996 года Третьяков - профессор Кельнской Высшей школы музыки, сегодня он живет и работает в Германии. Среди его учеников - Сергей Стадлер, Наталья Лихопой, Иван Почекин, Илья Калер и Даниил Австрих.
        Народный артист СССР (1987), лауреат Государственной премии им. Глинки, а также премии им. Д.Д.Шостаковича Международного Благотворительного фонда Юрия Башмета за 1996 год. Музыкальные традиции династии Третьяковых продолжают дочери скрипача - пианистка Мария и скрипачка Анна Третьяковы.

 14.10.2011

Акустику Большого театра будут улучшать немецкие специалисты

        В ноябре в столичном метро на несколько дней перекроют участок Замоскворецкой линии между станциями "Новокузнецкая" и "Белорусская". Как пишет газета "Московский комсомолец", на этом участке будут проводиться работы по шумоизоляции, которые должны привести к улучшению акустики Большого театра.
        После открытия исторической сцены Большого, которое должно состояться 28 октября, в ГАБТе начнет работу новый концертный подземный зал, расположенный на расстоянии 40 метров от станции метро "Театральная". Как отмечает издание, в зале проведена необходимая звукоизоляция, которая позволит одновременно проводить выступления на основной сцене и подземной, однако специалисты решили также сократить внешние шумы, в частности, от поездов в метро.
        Над проектом в метро работает немецкая компания, которая специализируется на архитектурной акустике. Предполагается, что для снижения вибрации и шумов на пути подземки установят резиновые маты и амортизирующие подкладки.
        В настоящий момент окончательно даты проведения работ не утверждены, однако предположительно, они пройдут в выходные 19-20 и 26-27 ноября. Организаторы планируют пустить дополнительные автобусы.
        Большой театр откроется 28 октября гала-концертом. Билеты на концерт продаваться не будут, однако его можно будет увидеть на мониторах, расположенных на площади рядом с театром. Артисты театра уже репетируют на основной сцене, в частности, начались репетиции оперы Глинки "Руслан и Людмила", которая станет первой премьерой на новой сцене. Спектакль в постановке режиссера Дмитрия Чернякова покажут 2 ноября.

 11.10.2011

В Москве пройдет Покровский фестиваль духовной музыки

        В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2011 года в 10 часов в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке начнется фестиваль духовной музыки. Его открытие приурочено к особо почитаемому в России богородичному празднику и дню памяти преподобного Романа Сладкопевца, святого покровителя певчих и духовно-музыкального искусства.
        Особенностью фестиваля является исполнение церковных песнопений из современного и классического наследия не в рамках концертных программ, а во время богослужений. В большинстве случаев произведения, написанные для большого состава исполнителей, невозможно услышать во время богослужения, для которого они создавались. Это связанно с тем, что в храмах, как правило, поют относительно небольшие составы певчих. Идея Покровского фестиваля заключается в привлечении к богослужебной практике больших профессиональных хоровых коллективов из России и зарубежья с программами русской духовной музыки.
        Откроется фестиваль архиерейским служением Божественной литургии в праздник Покрова Пресвятой Богородицы; за богослужением будут петь три певческих коллектива: Бостонский фестивальный хор имени С.В. Рахманинова (США), Православный хор богословского факультета университета Йоенсуу (Финляндия) и Московский Синодальный хор (Россия).
        В рамках фестиваля Московский Синодальный хор исполнит за богослужениями следующие произведения:
        • 15 октября (суббота) в 18 часов. Всенощная на музыку митрополита Илариона (Алфеева);
        • 16 октября (воскресенье) в 10 часов. Литургия на музыку митрополита Илариона (Алфеева);
        • 22 октября (суббота) в 18 часов. Всенощное бдение на музыку С.В.Рахманинова;
        • 23 октября (воскресенье) в 10 часов Литургия на музыку С.В. Рахманинова;
        • 29 октября (суббота) в 18 часов. Всенощная на музыку А.Д. Кастальского;
        • 30 октября (воскресенье) в 10 часов. Литургия на музыку Антона Вискова;
        •  4 ноября (пятница) в 10 часов. Литургия на музыку П.И. Чайковского.
        Завершится Покровский фестиваль духовной музыки 6 ноября в 10 часов торжественным Патриаршим богослужением в праздник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Песнопения за Литургией прозвучат в исполнении хора мальчиков и юношей хорового училища имени А.В. Свешникова и Московского Синодального хора.

 07.10.2011

Нобелевскую премию по литературе присудили Тумасу Транстремеру

        Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2011 год стал шведский поэт Тумас Транстремер. Премия присуждена со следующей формулировкой: "благодаря его насыщенным прозрачным образам мы смогли увидеть реальность по-новому". Имя лауреата 6 октября в Стокгольме огласил секретарь Нобелевского комитета Петер Энглунд.
        Последний раз премия была присуждена поэту в 1996 году: награду получила польская поэтесса Вислава Шимборске.
        Тумас Транстремер является крупнейшим шведским поэтом XX века, автором 12 сборников стихов и прозы. Его первый поэтический сборник "Семнадцать стихотворений" был опубликован в 1954 году. Талант Транстремера отмечен многими литературными премиями, в том числе премией Петрарки. Он также является профессиональным пианистом и музыковедом. В начале 1990-х поэт пережил инсульт, в результате чего у него отнялась правая часть тела. После этого Транстремер научился писать левой рукой. Русские переводы Транстремера начали появляться в 1970-х годах.
        Кроме Транстремера высокие шансы на получение премии были у сирийского поэта Адониса и японского писателя Харуки Мураками.
        Напомним, что размер премии составляет 10 миллионов шведских крон (около 1,4 миллиона долларов). Официальная церемония награждения пройдет 10 декабря в Стокгольме. В прошлом году Нобелевскую премию присудили перуанскому писателю Марио Варгасу Льосе. За год до этого лауреатом престижной награды стала немецкая писательница Герта Мюллер.

 04.10.2011

Белгородская филармония создает клуб друзей музыки

        Белгородская филармония расширяет масштабы концертно-просветительской работы и объявляет о начале нового проекта - клуба друзей музыки. Работа клуба планируется как встречи музыковедов и слушателей перед началом концерта с обсуждением программы.
        Первая такая встреча, которую провела искусствовед Евгения Лутченко, состоялась 1 октября перед открытием нового филармонического сезона. На ней присутствовали приглашенные старейшие посетители филармонии.
        Следующее собрание решено провести 29 октября. В этот день в концерте прозвучат классические и современные премьеры: концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром Йозефа Гайдна, "Метаморфозы" Рихарда Штрауса (этюд в медленном темпе для 23 солирующих струнных инструментов) и "Реквием" недавно скончавшегося композитора - народного артиста Украины Алемдара Караманова.
        Филармония приглашает в клуб друзей музыки всех желающих и надеется на поддержку своего начинания.

 29.09.2011

Министр культуры, наконец, уволил Марка Горенштейна

        Вчера министр Культуры Александр Авдеев подписал приказ об увольнении художественного руководителя - главного дирижера ГАСО им. Светланова Марка Горенштейна.
        С просьбой уволить своего руководителя коллектив оркестра обратился с письмом в Министерство Культуры еще в конце августа.
        Музыканты заявили, что не желают работать под руководством Марка Горенштейна, "некорректное обращение" которого стало "причиной рекордной текучести кадров в оркестре".
        Толчком к развитию событий стал скандал, разразившийся во время последнего Конкурса Чайковского, когда резкая реплика Горенштейна, прозвучавшая в адрес участника конкурса и услышанная во всем мире по интернет-трансляции, стала таблоидным событием, чуть не стоившим репутации конкурсу.
        Сам Горенштейн, руководивший ГАСО им.Светланова с 2002 года, опроверг обвинения в свой адрес, пообещав подать на Минкульт в суд, если ведомство уступит музыкантам.
        Министерство культуры так прокомментировало отставку главного дирижера ГАСО: "Министерство мотивирует свое решение тем, что ситуация конфликта зашла в тупик, и министерству как учредителю необходимо было руководствоваться целью сохранения одного из ведущих оркестров России. Ответственность за подобные конфликты всегда несет руководитель учреждения", - цитирует слова пресс-секретаря Минкульта Натальи Уваровой "Российская газета".
        По ее словам, министр подписал приказ, руководствуясь ч.2 ст.278 Трудового кодекса. Статья предполагает отстранение от должности по решению учредителя, каковым в данном случае является Министерство культуры, пояснила пресс-секретарь.

 27.09.2011

На конкурсе вокалистов им.Барсовой будет звучать только русская музыка

        В Сочи начал свою работу четвертый открытый конкурс вокалистов имени Валерии Барсовой. Церемония открытия прошла 25 сентября в сочинском Зимнем театре.
        Вечер открылся выступлением народной артистки СССР, председателя жюри конкурса, художественныого руководителя Оперной трупы Большого театра Маквалы Касрашвили.
        Одна из особенностей стартовавшего конкурса молодых вокалистов - в программе разрешено исполнение только музыки русских и российских композиторов. В этом году непременное условие Конкурса - исполнение одного из романсов композитора Антона Аренского.
        Помимо Гран-при, для победителей предусмотрены первая, вторая и третья премии среди мужчин и женщин. Также жюри отметит участников специальными призами: "За лучшее исполнение произведения из репертуара Барсовой", "За лучшее исполнение романса Аренского", "За лучшее исполнение русской народной песни" и "За лучший аккомпанемент". Конкурс продлится до 1 октября.

 24.09.2011

Большой театр открывает свой 236-й сезон

        Спектаклем "Золотой петушок" Большой театр открыл свой 236-й сезон. Начался сезон на Новой сцене, однако уже 28 октября вернется на легендарную историческую сцену после реконструкции.
        Накануне в почти отреставрированном зале прошел сбор труппы театра. Встречу творческого коллектива открыл генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов. Он поблагодарил строителей и реставраторов за колоссальный труд, а артистов - за мужество и терпение, проявленные в течение тех долгих шести лет, что длилась реконструкция. 28 октября в историческом здании Большого пройдет торжественный гала-концерт с участием звезд оперы и балета.
        В нынешнем сезоне ГАБТ покажет 356 спектаклей, из них 37 - на гастролях, которые пройдут в Японии, Канаде, США и Испании. В новом сезоне планируется выпустить пять премьер, в том числе три оперы: "Руслан и Людмила" М.Глинки, "Кавалер розы" Р.Штрауса и "Чародейка" П.Чайковского. Список балетных премьер откроет 18 ноября "Спящая красавица", которая пойдет в хореографической редакции Юрия Григоровича и декорациях знаменитого итальянского художника Эцио Фриджерио. Главные партии в спектакле исполнят прима-балерина ГАБТа Светлана Захарова и звезда Американского балетного театра Дэвид Холлберг, который, как уже сообщала информационная служба фонда "Русский мир", с нынешнего сезона перешел в труппу Большого театра.
        На сцену вернутся 9 самых знаменитых спектаклей ГАБТа, в числе которых "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Жизель", "Спартак", а из опер - "Борис Годунов", "Турандот" и "Огненный ангел". Новая сцена тоже будет работать с полной нагрузкой. Здесь будут идти, в основном, современные балеты, к примеру, "Утраченные иллюзии" и "Хрома", а также наиболее востребованные оперные постановки последних лет - "Евгений Онегин", "Дон Жуан", "Летучая мышь", "Золотой петушок", которым и открылся 236-й сезон Большого театра.

 20.09.2011

В Старой Руссе открывается фестиваль русской музыки

        Вчера в городе Старая Русса Новгородской области открылся I Международный фестиваль русской музыки. Форум продлится до 1 октября 2011 года, а его концерты пройдут в Центре культуры "Русич" и в Картинной галерее краеведческого музея города.
        Программа форума представлена широкой панорамой симфонической, камерно-инструментальной, вокальной и оперной музыки России классического периода: от основателя отечественной композиторской школы Михаила Глинки до недавно ушедшего из жизни петербургского композитора Бориса Тищенко.
        Художественный руководитель фестиваля - заслуженный артист России, пианист Владимир Мищук - трижды выступит в Старой Руссе: как солист в концерте Сергея Рахманинова на открытии фестиваля, а также как ансамблист в программах двух камерных вечеров.
        Слушателям будет представлена интересная программа из произведений русских авторов для арфы, вечер фортепианных транскрипций, концерт оперных и камерных вокальных шедевров. Завершит фестиваль Праздничный хор Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, который выступит с концертом 1 октября, в день празднования иконы Старо-Русской Божьей матери.

 11.05.2011

Посвящение Ломоносову

        24 мая 2011 года в Петербурге будет отмечаться ставший уже традиционным для нашего города День славянской письменности и культуры. В этом году этот праздник, проводимый городским Комитетом по культуре, пройдет под знаком 300-летнего юбилея выдающегося представителя русской словесности М.В. Ломоносова.
        Центром торжеств на этот раз станет концертно-выставочный комплекс Смольный Собор, где в 19.00 начнется торжественный молебен Святым равноапостольным "учителям словенским" Кириллу и Мефодию, чья память чтится в Русской Церкви именно в этот день.
        После молебна публике будет показано театрализованное представление "Посвящение Ломоносову", основу которого составит его поэзия, отрывки из литературных и научных сочинений, а также интересные факты биографии великого поэта и ученого.
        Прекрасное техническое оснащение Смольного Собора позволит транслировать уникальные фото и видео материалы на трех экранах. Сами стены и купол Собора "оживут" под действием нескольких лазерных проекторов.
        Спектакль "Посвящение Ломоносову" станет одной из первых попыток в нашей стране создать стилизованное "действо" в рамках эстетики "русского барокко". Опираясь на подлинные документы середины 18 века, создатели программы решили реконструировать атмосферу той далекой эпохи, для чего они используют уникальные исторические костюмы, хореографию эпохи барокко, а также русскую придворную музыку того времени, исполненную на оригинальных инструментах. Основу музыкального оформления программы составят также практически забытые в наше время русские "Петровские канты", многие из которых были написаны на слова Ломоносова.
        Для участия в этой концертной программе приглашены ведущие петербургские исполнители и коллективы. Это хор Смольного Собора, Российский Ансамбль Старинной Музыки, ансамбль "Малый Трианон", духовой оркестр штаба ЗВО, Русская Роговая Капелла, певица Виктория Евтодьева. Ведущий программы - з.а. России Алексей Емельянов.
        Праздник проводится Комитетом по культуре правительства Петербурга при участии Санкт-Петербургской Митрополии и Русского Музыкального Общества.

 18.04.2011

В Петербурге прозвучали "Страсти по Иоанну" Софьи Губайдуллиной

        "Страсти по Иоанну" Софьи Губайдуллиной в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Андрея Петренко были исполнены 17 апреля в рамках Великопостного концертного сезона на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии.
        "Страсти по Иоанну" - грандиозное 90-минутное симфоническое сочинение, созданное по заказу академии Баха в Штутгарте для масштабного проекта "Passion-2000" к 250-летию со дня смерти Иогана Себастьяна Баха. "Страсти" по Матфею, Луке, Марку и Иоанну были заказаны четырем композиторам из разных стран. Оратория написана для солистов, двух хоров, органа и оркестра. Софья Губайдуллина взяла за основу русский перевод канонического евангельского текста.
        Мировая премьера "Страстей по Иоанну" состоялась в Штутгарте. Сочинение впервые прозвучало в Петербурге спустя два месяца в исполнении солистов, оркестра и хора Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и имело широкий резонанс.
        Софья Губайдуллина - крупнейший композитор второй половины ХХ столетия. Живет в Германии. Член Королевской музыкальной академии Швеции, автор более ста симфонических произведений. Ее считают одним из самых ярких композиторов второй половины XX столетия.

 11.04.2011

В Петербурге пройдут Бражниковские чтения

     Традиционные международные Бражниковские чтения памяти выдающегося исследователя древнерусского певческого искусства, основателя научной школы музыкальной медиевистики Максима Бражникова (1904-1973) пройдут в Санкт-Петербурге с 11 по16 апреля. В этом году в центре внимания исследователей - церковно-певческие традиции Русского Севера.
        Программа форума включает в себя научную конференцию и цикл концертов. Заседания пройдут в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербургской консерватории, Институте русской литературы РАН (Пушкинском Доме).
        Благодаря Максиму Бражникову до нас дошло записанное "крюками" древнерусское певческое наследие, которое многие музыковеды считают наиболее традиционным способом церковного пения.
        Несмотря на запреты, ученый мужественно занимался "непопулярной" темой в годы официального атеизма.
        Подвижническими трудами Бражникова петербургская школа изучения отечественного наследия древней хоровой музыки заняла лидирующее положение в России. Многие объемные труды исследователя еще не опубликованы. Его расшифровками пользовались Георгий Свиридов, Альфред Шнитке, Сергей Слонимский и другие композиторы.

 09.04.2011

Греческий хор представил в Петербурге древние песнопения

        Расшифрованные по древним раритетным манускриптам песнопения Великого поста впервые представил в северной столице Греческий византийский хор под управлением протопсалта храма святой Ирины в Афинах, главного протопсалта Константинопольской архиепископии Ликургоса Ангелопулоса.
        Выступление прославленного творческого коллектива состоялось в рамках Великопостного концертного сезона в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича.
        Древние византийские рукописи - сокровищница мирового музыкального наследия, лишь малая часть которой расшифрована. Записи в рукописях велись по специальным знакам - вневмам, которые, в отличие от современных нот, передавали не только высоту, тональность и другие музыкальные характеристики произведения, но и его духовный настрой, особенности авторского почерка.
        Услышать эти сочинения в первозданном звучании - огромная радость для знатоков и любителей византийского пения, поэтому зал был переполнен. Акцент музыканты сделали на песнопениях завершающейся Крестопоклонной недели.
        Хор создан Ликургосом Ангелопулосом и его единомышленниками в 1977 году для изучения и исполнения византийской богослужебной музыки. В его задачи входит аутентичное воспроизведение песнопений, свободное от поздних стилевых и жанровых наслоений. За 30 лет хор дал более тысячи концертов в Европе, Азии и Америке, он регулярно ведет богослужебную деятельность в Греции и за ее пределами: в монастыре на Святой горе Синай, в Ватопедском монастыре на горе Афон и в других известных обителях. Аудиозаписи коллектива получили несколько престижных наград.

 04.04.2011

Оперу "Князь Игорь" Александра Бородина поставили в авторской редакции

        Московский театр "Геликон-опера" 1 апреля представил премьеру оперы "Князь Игорь" в авторской редакции. Как известно, Александр Бородин писал свою оперу по "Слову о полку Игореве" почти 20 лет, однако умер в 1887 году, так и не доведя ее до конца. За доработку музыки взялись Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков.
        В их редакции "Князь Игорь" и прозвучал осенью 1890 года в Мариинском театре, после чего исполнялся так на протяжении 120 лет.
        Однако в Музее музыкальной культуры имени Глинки сохранилась авторская редакция оперы. В ней авторы реконструкции открыли много нового, в принципе меняющего ход событий, а также новых героев и новые хоры. Кроме того, в "Геликоне" вернули оригинальный порядок картин оперы и отдельных номеров, некоторые из которых в авторской версии звучат непривычно.
        Как известно, "Геликон" надеялся открыть авторским "Князем Игорем" новую сцену театра. Однако из-за задержек с ее строительством премьера прошла с большим успехом в концертном исполнении на сцене Светлановского зала Дома музыки.


 29.03.2011

Новый проект РМО призван объединить молодых исполнителей и слушателей классической музыки

        31 марта стартует новый проект Русского Музыкального Общества "Молодые - молодым". В его рамках до конца года, каждый последний четверг месяца, в концертном зале Российской Национальной Библиотеки пройдет семь концертов рассчитанных на молодежную и детскую аудиторию.
        Для участия в концертных программах цикла приглашены молодые, но уже получившие международное признание артисты и коллективы: это ансамбль старинной музыки Петербургской консерватории, фольклорный ансамбль "Посолонь", ансамбль старинного танца "Малый Трианон", пианисты Александр Маслов и Юрий Полосьмаков, скрипачи Евгений Свиридов и Владимир Шуляковский.
        Организаторы проекта уверены, что молодым исполнителям будет легче найти взаимопонимание со своими ровесниками, так как все концерты помимо простого слушания музыки предполагают живое общение с аудиторией. Кроме того, в рамках цикла будут проведены мастер-классы по старинным и народным танцам, дискуссионный клуб, посвященный проблемам современной "академической" музыки.
        Упор на интерактивность концертных программ сделан авторами проекта неслучайно. Они убеждены, что даже такой консервативный формат как концерт классической музыки вполне может трансформироваться под воздействием самых современных компьютерных технологий и медиа-арта. В той или иной степени новые возможности будут использоваться и в предлагаемом цикле концертных программ.
        Первый концерт абонемента состоится 31 марта в 17.00 в концертном зале РНБ на Фонтанке 36. Выступает ансамбль старинной музыки Петербургской консерватории с программой "Французской музыки 17- 18 века". Мастер-класс по старинным танцам проведут солисты ансамбля исторического танца "Малый Трианон".

 25.03.2011

Дмитрий Медведев: "У нас не директивное управление культурой"

        Президент России Дмитрий Медведев посетил вчера отреставрированный Московский Дом фотографии, который ныне называется Мультимедиа-арт-музей. Здесь он провел встречу с деятелями культуры России: молодыми писателями, композиторами, театральными и кинорежиссерами, певцами, художниками.
        Выступая перед участниками встречи, Президент заявил, что поддерживает идею о введении некой "квоты" для произведений молодых театральных деятелей в репертуарах отечественных театров. Глава государства пообещал продумать эту идею и сформулировать для министерства культуры соответствующее поручение.
        Медведев не согласился на установление жесткой директивы для театров, которую предложил один из участников встречи. "Принудить к этому невозможно, у нас не директивное управление культурой", - подчеркнул он. Вместе с тем, по его мнению, можно было бы сформулировать некую рекомендацию по линии министерства культуры.
        Кроме того, Медведев не исключил, что для решения этого вопроса "можно попробовать зайти со стороны денег, бюджета". "Если мы говорим о распределении бюджетных денег, то здесь тогда нужно будет задать новые критерии", - добавил он, пообещав подумать и дать соответствующее поручение на эту тему.
        Для развития современного искусства необходимо объединение двух сил - региональных властей и бизнеса, отметил Медведев. "Мне кажется, что руководство Москвы, как и руководство других территорий нашей страны, должно быть более открыто к современным проектам. Конечно, обязательно нужно поддерживать традиционное искусство, мы на это тратим деньги, у нас бюджет есть, не фантастический, но все-таки он есть, и министерство культуры этим занимается, другие ведомства на уровне субъектов Федерации, а эти вещи (современные проекты) можно пересчитать по пальцам. Есть, кстати, вполне продвинутые руководители, которые этим занимаются", - добавил президент.
        Д.А.Медведев отметил, что руководителям территорий надо отдавать под современное искусство ненужные здания, в том числе "те же самые заброшенные предприятия, потому что практически на любой территории можно что-то сделать, и это практически ничего не стоит. Мне кажется, нужно, чтобы объединялись две силы: руководители территорий, включая Москву, естественно - я надеюсь, что нынешнее московское руководство нас услышит - и те, кто способен платить деньги. Потому что, вы понимаете, что на государство здесь надежда слабая, практически ни в одной стране государство больших денег на такого рода проекты не выделяет, но выделить площади, выделить здания - это можно", - сказал глава государства.
        Он отметил, что модернизация страны, о которой сейчас много говорится, должна проводиться людьми, которые готовы к развитию. "А это, как правило, люди, которые в том числе воспринимают и современное искусство. Здесь есть прямая связь. Я не говорю, что люди, приверженные классическому искусству, не способны меняться, не способны заниматься модернизацией экономики и технологического облика, но все-таки это вещи взаимосвязанные", - заключил Медведев.

 21.03.2011

"Приношение Кнушевицкому"

        20 марта, в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова открылся третий музыкальный фестиваль "Приношение Кнушевицкому".
        Как сообщил РИА "Новости" представитель регионального министерства культуры, фестиваль проходит в Саратове не случайно.
        Русский виолончелист Святослав Николаевич Кнушевицкий родился в городе Петровск Саратовской области и учился музыке в консерватории имени Собинова.
        В фестивале примут участие музыканты из России, Великобритании и Болгарии. Культурное мероприятие откроет концерт, на котором прозвучат произведения Клода Дебюсси, Сергея Рахманинова и Сезара Франка в исполнении Александра Гиндина, и правнука Кнушевицкого, лауреата международных конкурсов, виолончелиста Сергея Суворова.
        Фестиваль продлится до 26 мая.

 17.03.2011

Фестиваль музыки И.С.Баха открывается в Твери

        XIX Международный фестиваль "И.C.Бах: из Старого Света в Новый" открылся вчера в Твери. 19-й год подряд древняя Тверь проводит Баховский фестиваль - один из наиболее известных и ярких музыкальных форумов в России. В третье тысячелетие этот музыкальный форум вошел участником Европейской Ассоциации фестивалей, сообщает Телеканал Культура.
        По словам губернатора Дмитрия Зеленина: "На Тверской земле вновь встретятся ведущие российские и мировые музыканты". "Традиционно своим творчеством нас радуют артисты, завоевавшие у тверских зрителей заслуженную популярность, - отмечает губернатор. - С каждым годом пополняется список знаменитых исполнителей, участвующих в фестивале". На этот раз поклонников классической музыки порадуют звезды лучших оперных театров мира, музыканты из Бразилии и Финляндии. Под сводами филармонии будет звучать не только европейская классическая и современная музыка, но и американская.
        Директор и художественный руководитель Тверской академической филармонии, Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Боярский рассказал: "Каждый баховский фестиваль создает некую параллель между творчеством Иоганна Себастьяна Баха и музыкой разных эпох, стран и народов". В разные годы в Твери с успехом состоялись фестивали: "Бах и его эпоха", "И.С.Бах и Ф.Мендельсон-Бартольди", "И.С.Бах - Г.Ф.Гендель", "И.С.Бах - венские классики", "И.С.Бах и А.Вивальди", "Бах и Великие итальянцы", "И.С.Бах и музыка Франции", "Бах и его сыновья".

 14.03.2011

Российские учебные заведения творческой направленности находятся на грани гибели

        Видные деятели отечественной культуры выступили сегодня с открытым письмом к представителям исполнительной власти. В послании говорится о том, что реформа образования, затеянная по инициативе министра А.Фурсенко, может оставить Россию без музыкальных, балетных и художественных школ. Текст это документа поступил и в РМО:

Президенту России Д.А. Медведеву
Премьер-министру России В.В. Путину
В Министерство культуры России
В Генеральную прокуратуру России
В Следственный комитет России
В Общественную палату России

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

        Учебные заведения творческой направленности на грани гибели. Причиной тому - вопиющая некомпетентность Министерства образования и науки РФ, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось. Вот лишь некоторые факты:
        Детские школы искусств по непонятным причинам отнесены к системе дополнительного образования и находятся в крайне беззащитном положении. Для их закрытия достаточно распоряжения главы муниципалитета. За последние годы в стране закрылись сотни творческих школ, и это далеко не предел.
        Музыкальные вузы ежегодно теряют десятки способных абитуриентов из-за необходимости принимать не по таланту, а по итогам Единого экзамена. Ректоры со страхом ждут окончательного внедрения Болонской системы, когда будущих танцоров, певцов, музыкантов разделят на бакалавров и магистров. Принципы этого деления в творческой сфере, видимо, неясны даже самому ведомству.
        Каждую весну и осень приходит пора волноваться многочисленным музыкальным театрам страны. Артистов балета и музыкантов могут в любой момент забрать в армию, так как отсрочка для них отменена. Это чудовищное решение было принято в 2008 году. В Минобороны и Минобрнауки почему-то не поняли, что после годичной службы Родине вернуться на сцену танцовщик уже не сможет. Между тем на его обучение в течение 7 лет государство потратило сотни тысяч рублей!
        Окончательно убьет учреждения творческого образования закон №83-ФЗ "О бюджетных учреждениях", который лишит их финансирования. Государство уже сейчас объявило вузам и колледжам, что вскоре им придется почти на 100% оплачивать коммунальные услуги. Есть все основания полагать, что на этом чиновники не остановятся. Выходов два: либо учить за деньги, либо закрывать творческие школы, колледжи, вузы.

        Мы требуем:
        1. Вернуть все без исключения учреждения творческого образования (от детских школ искусств до высших учебных заведений) в полное подчинение Министерства культуры.
        2. Категорически запретить Министерству образования и науки вмешиваться в учебный процесс.
        3. Обеспечить творческим учебным заведениям достойное финансирование и отменить в их отношении губительные нормы закона №83-ФЗ "О бюджетных учреждениях".
        4. Навести порядок в оплате труда сотрудников учебных заведений творческой направленности.

Николай ПЕТРОВ, президент российской Академии искусств, профессор Московской консерватории, народный артист СССР;

Олег ТАБАКОВ, художественный руководитель и директор МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР;

Владимир СПИВАКОВ, президент Московского международного Дома музыки, художественный руководитель Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы", народный артист СССР;

Владислав КАЗЕНИН, председатель Союза композиторов России, замминистра культуры СССР в 1987-1990 гг., заслуженный деятель искусств РСФСР.


 09.03.2011

"Се время покаяния…"

        С программой "Се время покаяния…" в рамках Великопостного концертного сезона 7 марта выступил в Санкт-Петербурге Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря под управлением монахини Иулиании (Денисовой).
        На сцене Академической Капеллы прозвучали покаянные и духовные стихи, великопостные песнопения от глубокой древности до сочинений современных авторов, хоровые обработки национальных духовных песен.
        Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря - один из лучших хоровых коллективов Белоруссии. Он создан в 1997 году и в течение десяти лет являлся хором минского Петропавловского собора.
        В 2007 году регент Ирина Денисова приняла монашеский постриг. Певчие, не желая расставаться со своим руководителем, последовали за ней, чтобы участвовать в воскресных и праздничных монастырских богослужениях.
        Великопостный сезон проходит в Санкт-Петербурге второй год подряд. Организаторы надеются, что, как и в прошлом году, он привлечет множество православных верующих, которым музыка помогает пройти время духовного углубления и покаяния. Сезон возрождает музыкальную традицию, начатую в имперской столице в середине XIX века.

 04.03.2011

Победитель конкурса им.Янкелевича получит итальянскую скрипку

        Скрипка работы итальянского мастера Дегани 1894 года и 1,2 миллиона рублей станут главными призами конкурса скрипачей имени Юрия Янкелевича в Омске, который начинается в четверг и продлится по 12 марта, заявил региональный министр культуры Владимир Телевной.
        "Губернатор Леонид Полежаев вместе с Владимиром Спиваковым решали, какая особенность будет у конкурса в этом году. Придумали подарить победителю достойную скрипку", - сказал он на пресс-конференции.
        По словам министра, Спиваков лично выбрал подарок для победителя. В данный момент уникальная скрипка куплена и находится в Омске. Однако, министр отказался назвать стоимость раритета, сказав лишь, что она "бесценна".
        Еще один подарок, который заготовили организаторы конкурса для скрипачей - уникальный скрипичный струнодержатель, к которому крепятся струны инструмента, разработанный одним из учеников Янкелевича.
        "Скрипка - маленький инструмент, и любые даже самые мельчайшие детали в нем имеют большое значение. Этот струнодержатель увеличивает длину струны соль, что полностью меняет акустику скрипки", - сказал председатель жюри конкурса Александр Брусиловский.
        Юрий Янкелевич (1909-1973) - русский скрипач и педагог. Родился в Швейцарии, где его родители были в эмиграции, первые уроки игры на скрипке брал в Омске, куда его семья переехала после революции. С 1934 преподавал в Центральной музыкальной школе, музыкальном училище при Московской консерватории и в консерватории. Создал ряд ценных методических трудов. Янкелевич воспитал около 200 скрипачей, среди них такие ведущие артисты, как Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Дора Шварцберг, Татьяна Гринденко. Он создал свою скрипичную школу, традиции которой в России и за рубежом продолжают его ученики. Педагогический метод Янкелевича объединенял традиционный опыт и современные ему достижения в области психофизиологии и теории исполнительского искусства.
        В первый раз конкурс скрипачей имени Янкелевича прошел в Омске в 2009 году, он был приурочен к его 100-летию.

 01.03.2011

В Петербурге открывается Великопостный концертный сезон

        В канун Прощеного воскресенья 4 марта 2011 года, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии открывается Великопостный концертный сезон. Он возрождает традицию духовных концертов, проходивших здесь Великим постом еще в XIX веке.
        Цикл открывает Большой хор донских казаков из Австрии, который представит программу "Православные молитвословия и традиционные песни в обработке Сергея Жарова".
        Кроме того, в стенах бывшего Дворянского собрания выступят лучшие хоровые коллективы из России и зарубежья: Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря из Белоруссии (07.03), Певческая капелла Санкт-Петербурга и Московский Синодальный хор (12.03), Сербский византийский хор "Моисей Петрович" (20.03), женский хор "Мистерия болгарских голосов" (25.03), Греческий византийский хор (31.03), Мужской хор "Древнерусский распев" (05.04), Хор и оркестр Мариинского театра (17.04), хор "Мдзлевари" из Грузии (25.04), Мужской хор "Оптина пустынь" (26.04).
        Завершится Великопостный сезон 28 апреля Пасхальным концертом, в котором выступит коллектив Академии хорового искусства имени Попова. Вести все концерты будет диакон Андрей Кураев.

 25.02.2011

Хор имени Пятницкого празднует столетний юбилей

        Концерт, приуроченный к столетнему юбилею хора Пятницкого, состоится 1 марта в Государственном Кремлевском дворце. "Русский народный хор имени Пятницкого нельзя назвать "нафталином", он вполне современен, но при этом нам удалось сохранить традиции и преемственность поколений", - сказала художественный руководитель хора Пятницкого Александра Пермякова на пресс-конференции в Москве. Она отметила, что зачастую на концертах хора в залах нет свободных мест, и люди даже заполняют проходы и ломают кордоны безопасности. По ее словам, специфика хора - полная взаимозаменяемость. Девушки из танцевальной группы могут встать и запеть, а поющие вполне могут станцевать как профессиональные артисты.
        Художественный руководитель хора рассказала, что хор отказался от причудливых костюмов, головных уборов, и в настоящее время девушки одеты в простые русские сарафаны и русские платки. "Средний возраст артистов - 19 лет. Самому старшему артисту - 22 года, самому младшему - 18", - рассказала Пермякова. Руководитель коллектива отметила, что в настоящее время "русское традиционное искусство нигде не пропагандируется, и хор Пятницкого мы нигде не слышим, все начисто забыто". А.Пермякова подчеркнула, что хор Пятницкого показывает подлинное русское искусство. Артисты в содружестве с этномузыковедами полностью реконструируют, расшифровывают старые народные танцы и песни, записанные много лет назад в этнографических экспедициях.
        Напомним, что государственный академический русский народный хор имени Пятницкого был основан 2 марта 1911 года выдающимся исследователем, собирателем и пропагандистом русского народного творчества Митрофаном Пятницким. В репертуаре хора, помимо аутентичного фольклора, в свое время были песни советских композиторов, народные песни, такие как "Степь да степь", "Как под Киевом", "Ой, туманы мои", "То не вечер", "Выйду ночью в поле с конем", "Русская красавица", "Вдоль деревни". Многие из этих песен прозвучат и на концерте 1 марта. В 1936 году коллективу был присвоен статус государственного.

 21.02.2011

Музыкальный фестиваль "Балтийские музыкальные сезоны" начался
с торжественного богослужения

        Вчера, после длительных реставрационных работ, в Петербурге открылась Эстонская евангелическо-лютеранская церковь Святого Иоанна.
        На праздничном богослужении присутствовал президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, министр иностранных дел республики Марти Лар и министр культуры Лайне Янес. Российская сторона была представлена министром культуры Александром Авдеевым и губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко.
        Богослужение совершил архиепископ евангелическо-лютеранской церкви Эстонии Андрес Пыдер.
        После богослужения в стенах возрожденного храма состоялся концерт государственного мужского хора Эстонии и симфонического оркестра государственного театра оперы и балета "Эстония". Этот концерт открыл международный фестиваль "Балтийские музыкальные сезоны", в рамках которого с 20 февраля по 19 мая свое искусство представят лучшие музыкальные коллективы Эстонии и России. Фестиваль проводится по инициативе государственной концертной организация Эстиконцерт.
        Коллективы будут выступать в храме Святого Иоанна, обладающем замечательной акустикой. В рамках фестиваля петербуржцы и гости города познакомятся с творчеством эстонского национального мужского хора и симфонического оркестра театра "Эстония", легендарным ансамблем старинной музыки Hortus Musicus, выдающимся пианистом Калле Рандалу. Российская сторона на фестивале будет представлена Петербургским струнным квартетом, пианистом Андреем Кондаковым и Российским ансамблем старинной музыки.
        Церковь Святого Иоанна, расположенная в центре Петербурга на ул.Декабристов, была построена в 1860 году эстонской общиной. В 1930 году проведение богослужений запретили, здание было перестроено, и более 70 лет в нем располагались различные учреждения. В 1997 году здание было возвращено петербургскому приходу церкви, а реставрационные работы начались в 1999 году.

 17.02.2011

Музыка жизни

        Сегодня стартует новый проект Русского Музыкального Общества - "Музыка жизни". Он реализуется совместно с Региональным Благотворительным Фондом реабилитации детей-инвалидов Геннадия Романова. Его основная цель - способствовать расширению доступа детей с ограниченными возможностями к мировому культурному достоянию.
        К сожалению ситуация у нас в стране пока такова, что дети-инвалиды, особенно "колясочники", практически полностью исключены из культурной жизни. Они не имеют возможности ходить на концерты, в театры и музеи. Поэтому в РМО и Фонде реабилитации не стали ждать развития городской "инфраструктуры" расширяющей возможности инвалидов, а решили провести цикл концертов для детей страдающих ДЦП непосредственно в клинике. Начиная с февраля, каждый третий четверг месяца здесь будет звучать классическая музыка в исполнении лучших музыкантов Петербурга.
        Руководитель клиники - известный врач Геннадий Романов считает, что классическая музыка исключительно благотворно действует на его пациентов. А художественный руководитель проекта Владимир Шуляковский, говорит о том, что это его не удивляет, ведь практика использования целительного воздействия музыки на самые различные болезни подробно прописана в средневековых и античных музыкальных трактатах, и насчитывает не одну тысячу лет. "Надо только, чтобы музыка была правильная", - считает музыкант. Образцом "правильной" музыки, по мнению В.Шуляковского, являются сочинения итальянских композиторов первой половины 17 века - Монтеверди, Марини и Кастелло - которые и прозвучат на первом концерте цикла в исполнении Российского Ансамбля Старинной Музыки.


 14.02.2011

Премию "Грэмми" получили певцы из России

        Запись "Реквиема" Верди, в котором солировали артисты Мариинского театра Ильдар Абдразаков и Ольга Бородина, получил две награды Американской академии звукозаписи - "Грэмми". Этот диск признан лучшим "классическим альбомом", а также победил в номинации "Лучшее хоровое исполнение".
        В работе над записью "Реквиема" кроме отечественных певцов принимали участие итальянские солисты - Барбара Фриттоли и Марио Дзеффири, а также дирижер Рикардо Мути и Симфонический оркестр и хор Чикаго. Все они также стали обладателями престижной награды.
        Обладатели премий "Грэмии" в категории "Классическая музыка" были объявлены 13 февраля до начала торжественной церемонии вручения наград Американской академии звукозаписи.
        Напомним, что премия "Грэмми" в "классических" номинациях присуждаются с 1959 года. За это время представители СССР и России неоднократно ее получали. В разные годы обладателями этой премии становились Д.Ойстрах, С.Рихтер, М.Ростропович, М.Плетнев, Ю.Башмет, Г.Кремер и М.Янсонс.

 11.02.2011

Вышел первый диск хора духовенства Петербургской митрополии

        Вышел в свет первый аудио-диск возрожденного хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии. В него вошли пасхальные песнопения и песни военных лет, впервые исполненные на концерте 6 мая 2010 года в честь 65-летия Великой Победы.
        Это музыкальное приношение воинам, отстоявшим наше Отечество, и благодарение Богу за возможность вновь и вновь переживать пасхальную радость на родной земле в любимых храмах.
        В прилагаемом к диску буклете рассказывается об истории хора, а также приводится проповедь, раскрывающая смысл богословия Христовой победы над смертью, приведен состав всех участников современного состава творческого коллектива - клириков Санкт-Петербургской епархии.
        Отцы-певчие записали богослужебные песнопения на музыку Александра Кастальского, Николая Римского-Корсакова, Павла Чеснокова, Александра Шишкина и нашего современника, выпускника петербургской семинарии Сергея Григорьева.
        Диск можно приобрести в церковных лавках и музыкальных киосках Санкт-Петербурга, а также на концертах хора духовенства.

 07.02.2011

В Сочи открылся зимний музыкальный фестиваль

        В Зимнем театре Сочи 4 февраля открылся IV Международный зимний фестиваль искусств Юрия Башмета, который продлится до 13 февраля. В этом году на фестивале впервые кроме музыки будут представлены такие виды искусства как балет, театр, кинематография, пройдет выставка работ художников, можно будет познакомиться с национальными кухнями.
        Ю.Башмет, который был вдохновлен идеей фестиваля еще в период, когда Сочи только боролся за звание олимпийской столицы 2014 года, пообещал, что этот музыкальный форум с каждым годом будет приобретать все более широкий размах, собирая ведущих российских и зарубежных артистов, исполнителей, музыкантов.
        В 2011 году фестиваль расширил свои границы. С этого года это не только музыкальный форум - его официальное название теперь "Международный зимний фестиваль искусств в Сочи".
        Открыл фестиваль искусств 4 февраля Государственный симфонический оркестр "Новая Россия". Также в программе фестиваля - спектакль известного драматического театра "Мастерская Петра Фоменко", гала-концерт артистов балета, посвященный легендарному балетному танцовщику Марису Лиепе, концерты знаменитых джазовых коллективов. И, конечно же, выступления музыкантов мирового уровня - Валерия Гергиева, Дениса Мацуева, Рено Капюсона.
        Кроме того, в рамках фестиваля состоится ретроспектива фильмов Карлоса Сауры - испанского кинорежиссера с признанным международным авторитетом. Юрий Башмет выступит в качестве солиста и дирижера, вновь представив два своих прославленных коллектива - Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" и обладателя премии Grammy Камерный ансамбль "Солисты Москвы".
        В этом году у фестиваля появился свой специальный приз-символ, который носит название "Серебряная ракушка" и изготовлен известным ювелиром Ильгизом Фазулзяновым специально для фестиваля искусств в Сочи. Этот памятный подарок получит одна из ярчайших звезд фестиваля.

 05.02.2011

На реконструкцию Большого театра в 2011 году потратят 7,5 млрд руб

        Порядка 7,5 миллиарда рублей планируется потратить на реконструкцию Государственного академического Большого театра (ГАБТ) в 2011 году, рассказал первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин.
        "За прошлый год было освоено 7,5 миллиарда рублей. Это вдвое больше, чем в 2009-м. В текущем году предстоит освоить столько же", - сообщил он, добавив, что в эту сумму входит стоимость уже закупленного, но пока не установленного уникального оборудования.
        По словам первого заммэра, в Большом театре осталось произвести строительных работ примерно на 3 миллиарда рублей.
        "С учетом того, как организовано дело, строителям это вполне под силу. Сейчас на этом пятачке занято более 3 тысяч человек, которые работали в три смены даже в течение всех новогодних каникул", - отметил Ресин.
        Масштабная реконструкция Большого театра в центре Москвы, начавшаяся в 2005 году, задумывалась для того, чтобы у театра появилось продолжение основной сцены - арьерсцена, предназначенная для монтажа и быстрой смены декораций. Помимо исторического фойе, дополнительных вестибюлей и буфетов, Большой театр также получит подземную часть, где, в частности, будет располагаться склад декораций, рассчитанный на четыре-пять ближайших спектаклей. Предполагается, что в результате строительных работ площадь театра увеличится на 50 тысяч квадратных метров.

 01.02.2011

В Петербурге пройдет фестиваль древнерусской музыки

        Фестиваль древнерусской музыки пройдет в Санкт-Петербурге с 1 по 20 февраля. В его программу включены произведения богослужебной музыки (знаменного распева, раннего русского многоголосья, других стилей XVI-XIX веков), а также внебогослужебной музыки - в первую очередь, духовных и так называемых монастырских стихов.
        Цель форума - способствовать объединению исследователей и исполнителей, знакомству широкой публики со стилями и направлениями традиционной русской музыки.
        На открытии фестиваля 1 февраля на Подворье Оптиной пустыни выступит старейший и самый известный ансамбль древнерусской музыки в России "Сирин" (художественный руководитель - Андрей Котов).
        Богослужебная музыка будет представлена двумя концертами - 17 и 18 февраля, в которых примут участие известные концертные и церковные коллективы Санкт-Петербурга. На этих концертах прозвучит древний знаменный распев.
        Другую сторону древнерусской музыки - традицию исполнения духовных стихов - можно будет услышать на концерте 6 февраля, в день памяти блаженной Ксении Петербургской на концерте исполнителей из Москвы и Санкт-Петербурга (от сольных исполнителей и фольклорных ансамблей до церковных хоров).
        Сольный концерт Андрея Котова - одного из самых известных исполнителей духовных стихов в России, создателя и бессменного художественного руководителя ансамбля "Сирин", певца, фольклориста и хормейстера состоится 10 февраля.
        В рамках фестиваля пройдут мастер-классы по древнерусской музыке, детский праздник и концерт-лекция об истории древнерусской музыки (с участием ансамбля "Ключ Разумения"). Закроет фестиваль концерт ансамбля "Элеон" в рамках Зимней православной выставки.

Архив новостей




Наверх На главную Карта сайта Обратная связь
Архив новостей за 2011 год