Александр Ведерников

"В книге, как и в богослужении,
сочетается несколько искусств..."

        - Александр Филиппович, что для Вас значит книга? Какова ее роль в жизни человека, христианина?

        - Книга - великая вещь, и в христианстве она играет грандиозную роль, поскольку именно через книгу до нас дошла история Христа, история народа, в котором родился Спаситель, история Христианской Церкви. Обо всем этом написано, все это - книги пророков, апостолов, богоизбранных мужей, мудрецов. Чтобы в какой-то степени постичь истину, нужно знакомиться с мыслями и словами именно этих людей. А они, эти мысли, заключены в печатном слове. Ведь у нас сейчас почти нет устной традиции, почти все зафиксировано в печатном виде, в книгах. И даже Благая Весть, Евангелие, которое освятило жизнь Христа, дошло до нас не в форме Священного Предания, а в форме Священного Писания. Уже 2000 лет прошло, а эту Книгу не просто помнят - она прославлена, даже в искусстве. Я, например, недавно перерисовывал изображения апостолов из древних Библий - они прекрасны!

        - Из каких именно Библий?

        - XV века, Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Конечно, работать с оригиналом мне бы никто не позволил, но есть очень хорошие репродукции.
        Без книги и без печатного слова жизнь образованного человека невозможна! Нам от Бога, через печатное слово, которое просвещает человека, дана память и понимание многих явлений и вещей. А свет истины - великая вещь, Божий дар.

        - Когда мы смотрим на древние книги, понимаем, что, помимо смыслового наполнения, каждая из них - произведение искусства…

        - Да, в книге всегда сочеталось несколько искусств, как и в православном храме, в котором присутствуют лучшие образцы архитектуры, живопись (настенная и в иконах). Там же присутствует и прекрасное священническое облачение, по-особому сшитое, из дорогих материй. Там же присутствует и книга, Евангелие, которое читают во время богослужения. И живое слово, которое произносится особым образом. И музыка, духовные песнопения, которые исполняются церковным хором. Получается своего рода комбинированное искусство… Высокое искусство.
        Это то, что отняли у нашего народа в годы советской власти - отняли самое значительное искусство, которым в своей истории народ обладал. И это большое преступление.

        - Если говорить о светской литературе, когда и как произошло у Вас увлечение книгой? Ваши любимые авторы?

        - Несмотря на отрицательные стороны, на все минусы советского времени, в советской школе прививали серьезное увлечение литературой. Мы изучали классику, и, конечно, Пушкин был во главе угла. Из других авторов помню Лермонтова, Толстого, Некрасова, немного читали Блока. Л.Н. Толстого читали и знали с детства, еще со сказок. А потом, с возрастом, круг прочитанной литературы становился более широким: появился интерес к творчеству Чехова и Достоевского.
        В то время мы много читали, все были записаны в библиотеке и время от времени пропадали там.

        - Получилось, что на формирование ваших литературных вкусов существенно повлияла школа?

        - Конечно, школа не могла не повлиять. У нас в седьмом классе поменялся учитель литературы, который не стал рассказывать нам о различных демократических движениях, а просто читал. Когда он приходил и читал нам книгу А.М. Волкова "Волшебник изумрудного города", все мы замирали и сидели с открытыми ртами - такое впечатление производило чтение на наши души.
        Правда, я не могу сказать, что был каким-то особенным книгочеем. Зато помню, как меня увлекла "Аэлита" А.К. Толстого - я читал ее ночью при луне. Эта книга произвела на меня невероятное впечатление.

        - А каким образом Вы прививали любовь к чтению своим детям?

        - Это очень непростое дело прививать детям любовь к чему бы то ни было. Дети живут в постоянном противостоянии, и если начнешь заставлять что-нибудь делать, то все получится с точностью наоборот. Поэтому если это и происходило, то случайно.
        Сашка (Александр Александрович Ведерников - художественный руководитель и главный дирижер Большого Театра), мой старший сын, научился сам читать в 4 года по моим театральным афишам, которые висели у него над кроватью. Его никто не заставлял читать - он сам тянулся к книгам, которых дома было всегда много. Помню, была у нас одна книга по орнитологии - он ее знал наизусть!

        - Я слышала, что Вы сами занимаетесь иконописью?

        - Это так, любительски. Только любительски! Я всегда интересовался живописью, а иконописью увлекся с юношеских лет: перерисовывал иконы, старался понять их язык, мастерство иконописцев - видите, на стене - "Троица" Рублева, мной скопированная…

        - Вас привлекали иконы какого-то определенного периода?

        - Доушаковского периода, особенно новгородская живопись. Рублев, Феофан Грек, Дионисий….

        - Какую технику вы используете? Какие материалы?

        - "Троица" написана на фанере, крашенной белилами, темперной краской (поливинилацетатной). Она очень удобна тем, что просто разводится водой и очень быстро высыхает. При этом очень стойкая.
        У меня не было никакой специальной иконописной подготовки, только любознательность и желание рисовать. С юных лет я интересовался рисованием, но начать заниматься этим делом помог случай. В нашем поселке жил репрессированный русский немец, Даниил Данилович Лидер (1917-1999), который в свое время окончил 3 курса Академии художеств в Ленинграде, но, как немец, был репрессирован, работал в угольной шахте; чуть не умер от дистрофии. Начальник участка случайно узнал о его таланте художника - с этого момента для Даниила Даниловича началась другая жизнь. В местном клубе "Большой горняк" Д.Д. Лидером был организован кружок рисования, в котором я стал заниматься и в котором подружился с этим человеком и дружил с ним всю жизнь. Даниила Данилович меня очень многому в рисовании научил. Мне вообще всегда везло на замечательных людей!
        (Благодаря удивительному стечению обстоятельств, этот человек, чьи немецкие корни стоили ему 15 лет ссылок и лагерей, в дальнейшем стал главным художником Национального академического драматического театра им. И.Франко (Киев) и получил большую золотую медаль за декорации к постановкам Шекспира на Всемирной выставке в Париже.)

        - С чего началось Ваше сотрудничество с Ильей Литваком и работа над фильмом "Золотой бас России", приуроченном к Вашему 80-летию?

        - Мы познакомились совершенно случайно. Сергей Борисович Москальков выступил инициатором создания документального (музыкально-информационного) фильма к моему 80-летию. В качестве режиссера Сергей Борисович пригласил Илью Литвака. Теперь же Илья загорелся идеей сделать второй фильм - уже про пение, точнее про определенную манеру - так называемое "круглое пение".

        - Очень интересно… А на какую аудиторию рассчитаны эти фильмы?

(Отвечает Илья Литвак):

        - На любую. Фильм "Золотой бас России" смотрят даже дети, он универсален. Вообще у меня такая специфика: я не документалист, и делал этот фильм как режиссер игрового кино, да еще с уклоном в детское. Я смотрел документальные материалы, общался с Александром Филипповичем и его близкими и то, что мне нравилось, я собирал в голове, а потом систематизировал и сделал фильм. Вот Александру Филипповичу не нравилось, что не все друзья выступили в должной роли, а я, как ребенок, - собрал, что понравилось, и получился замечательный портрет. Лубочный. Получился не ментор, не доктор вокальных наук, не лауреат многих премий, а замечательный живой человек…
        Фильм о нем все смотрят на одном дыхании. И главное, смотрят люди не музыкальные, которые никогда в театре не были, а, посмотрев, проникаются и понимают, что опера - не такая нудятина, как им казалось раньше, - во многом благодаря хорошей дикции Александра Филипповича, которая все делает понятным. И все это с чувством, все с очень сильным переживанием. Высококлассная актерская работа!


Беседовала Ирина Стрижова

http://www.pravkniga.ru/interview/64/


Александр Ведерников

Александр Ведерников

        Ведерников Александр Филиппович родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино Кировской области. В 1955 окончил Московскую консерваторию по классу пения у Р.Я. Альперт-Хасиной. В том же году дебютировал на сцене Мариинского театра. В 1956 - получил первую премию на Международном конкурсе вокалистов им. Р.Шумана в Берлине. С 1958 солист Большого театра. В 1969 году певец получает Государственную премию СССР, а в 1976 становится народным артистом Советского Союза.
        Наиболее удаются певцу басовые партии русского классического репертуара. Партии: Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Борис ("Борис Годунов" Мусоргского), Салтан ("Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова), Кончак ("Князь Игорь" Бородина), Филипп II ("Дон Карлос" Верди), Кутузов ("Война и мир" Прокофьева), Командир ("Неизвестный солдат" Молчанова). Первый исполнитель ряда произведений Георгия Свиридова.

Наверх На главную Карта сайта Обратная связь
Александр Ведерников - В книге, как и в богослужении, сочетается несколько искусств…